Знаменитой певице исполнилось бы 95 лет
С детства ее дразнили Галькой-артисткой. Она не обижалась, поскольку всегда мечтала о сцене. И своего добилась: стала оперной примой в Большом, взошла на трон, правила властно и долго.
Смерть сына
Галина Вишневская (в девичестве Иванова) родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. В детстве она была брошена своими родителями. Ее мать уехала подальше от дочери с очередным любовником, а отец был алкоголиком. Галину воспитывала бабушка, и жили они в Кронштадте. Там Вишневская пережила блокаду, в первый раз вышла на сцену. «Жизнь всему научила: и сольфеджио научила, и петь научила, и выживать научила», – утверждала Галина Павловна.
Ей еще не исполнилось и семнадцати лет, когда на нее обратил внимание морской офицер Вишневский. Галина вышла за него замуж, при этом не оставляя мечты стать певицей. Брак не удался и распался очень быстро. Позднее в нее влюбился директор ансамбля оперетты Марк Рубин. Он был старше Вишневской на двадцать два года. В военном 1945 году у них родился сын. «Мальчика назвали Ильей — в память об отце Марка. Принесли мне сына кормить — он здоровущий, сильный, как взял грудь, так соски у меня и полопались, — вспоминала певица. — Грудница началась, высокая температура. А через девять дней выписали меня из больницы. Пришла домой — помочь некому, кто будет ходить за мной и за ребенком? Марк — мужчина, что с него спросишь? Ребенок кричит — есть просит, а кроме груди, что ему дать?
Подношу его к груди — и кричу, что есть силы, чтобы заглушить дикую боль. И так через каждые три часа. Раны на сосках не успевают затянуться — он их снова разрывает. Закончилось тем, что ребенок получил отравление. Диспепсия, антибиотиков тогда не было, спасти не смогли. Он умер двух с половиной месяцев. Мы с Марком сколотили из досок гробик, обтянули белой материей, положили сына. Наняли машину, поехали на кладбище — помню, весна в том военном 1945 году была поздняя, шел снег, земля еще не оттаяла — трудно было копать могилку. А через две недели театр уезжал на гастроли, и меня, полуживую, Марк увез с собой. А что было делать? Дома-то еще хуже, ухаживать за мной некому, а ему работать надо. Чуть оправилась — опять работаю, как ломовая лошадь».
«Я ждала любви, ради которой стоило бы умереть»
Вишневская заболела туберкулезом. Её отправили в санаторий, врачи запрещали петь, но она пела. Через несколько месяцев болезнь отступила.
Однажды, гуляя по Невскому проспекту, Вишневская увидела афишу о прослушивании в Доме искусств молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра. Галина отправилась на прослушивание не без колебаний. Она спела и, к собственному изумлению, прошла на следующий тур, состоявшийся в Москве. Природный голос, драматический талант и внешние данные сыграли свою роль: из всего конкурса она стала единственной певицей, принятой в Большой театр.
В 1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе проходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там у нее разгорелся роман с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, который участвовал в проходившем на фестивале конкурсе виолончелистов. Ради новых отношений Галина рассталась с мужем. «Я ждала любви, ради которой стоило бы умереть, как мои оперные героини, — вспоминала певица. — Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать». Свадьбу Ростропович и Вишневская сыграли уже скоро. Через год родилась Ольга, а за ней и Елена. Ольга стала виолончелисткой, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам. А Елена — пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович».
Творческая и личная жизнь Вишневской складывалась вполне благополучно. А в мае 1974 года вначале Ростропович, а затем и Вишневская с детьми уехали за границу. За рубежом она несколько лет выступала на сцене. А потом решила завершить карьеру: «Я перестала подписывать новые контракты, отменила запланированные концерты, спела последний и навсегда попрощалась с публикой. Я не бедствовала, могла не работать ради денег. Зачем насиловать себя, принуждать? Так окончательно перестала петь. Все нужно делать вовремя. Никаких страданий или переживаний не испытывала».
Но иначе было, когда Ростропович решил перестать играть. Не раз Вишневская ему говорила: «У тебя две жены — виолончель и я. Ей ты предан больше, чем мне, она — на первом месте». «Да, ревновала, не скрою. Но лишь к виолончели, к поклонницам — никогда, — говорила певица. — Такова артистическая жизнь: вокруг знаменитости вечно вьются случайные люди, пытаясь добиться расположения и знака внимания. Избежать влюбленностей, мимолетных увлечений сложно. Тем не менее, настоящей страстью Ростроповича была его виолончель. Я видела: Слава, перестав играть, страшно тоскует и очень быстро стареет. Как-то вдруг согнулся, сгорбился, взгляд потух. Словно стержень изнутри вытащили. Но я и подумать не могла, что он уходит от нас навсегда». 27 апреля 2007 Мстислава Леопольдовича не стало. За полтора года, прошедших после похорон любимого супруга, Вишневская пять раз перенесла пневмонию. А незадолго до своей смерти долго лечилась в Германии. 11 декабря 2012 года певицы не стало.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Итоги» , «Чтобы помнили» , TvKultura.ru