К выходу фильма «Власть» с изрядно пополневшим Кристианом Бэйлом разбираемся в творческой методике голливудского актера: эксперименты с весом, раздвоение личности, акценты, а также причем здесь Станиславский и сатана.Вес Бэйла в «Афере по-американски». Фото sonypictures.com
Любое амплуа, кроме любовника
Называть актеров хамелеонами — это банальность, и, тем не менее, к Кристиану Бэйлу такой эпитет применим как ни к кому другому. Бэйл очень разнопланов, за ним не закрепилось какого-либо единственного образа или амплуа. Он сам замечает, что не ищет роли, которые бы ему подошли, а наоборот — каждый раз старается адаптироваться под необычный, неожиданный характер. Благодаря этому, Бэйл много раз бывал и героем, и злодеем, играл сумасшедших, неудачников, маньяков, наркоманов, силовиков, военнопленных, аферистов, миллиардеров, иллюзионистов и вице-президентов. И почти всегда его роли неоднозначны, имеют двойное дно, но об этом чуть позже.
Фильмография актера тоже соответствующе разнообразна (и, что немаловажно, преимущественно весьма успешна в плане соотношения бюджета и сборов). За более чем 30 лет работы в кино (дебютировал Бэйл в двенадцатилетнем возрасте) актер принял участие почти в пяти десятках картин, среди которых были сказки и мюзиклы, исторические драмы и политические триллеры, научная фантастика и постаппокалиптические боевики, вестерны и пеплумы, кинокомиксы и радикальный арт-хаус. Кажется, единственный жанр, в котором Бэйл до сих пор не отметился — это романтическая комедия. Актер так и говорит, что на этот формат у него табу, поскольку ему в этом жанре делать нечего.
Список режиссеров, с которыми Бэйл успел поработать, тоже впечатляет. Ему находили применение такие мастера, как Стивен Спилберг, Кристофер Нолан, Ридли Скотт, Дэвид О. Расселл, Майкл Манн, Вернер Херцог, Терренс Малик, Адам МакКей, Мэри Хэррон, Чжан Имоу, а также Владимир Грамматиков. Можно сказать, что именно последний (а вовсе не Спилберг в «Империи солнца», как иногда утверждается) открыл талант Бэйла — сказочный фильм «Мио, мой Мио» стал дебютом юного актера.
Эксперименты с весом
Пожалуй, первое, что приходит на ум при мысли об актерском методе Кристиана Бэйла, — это его эксперименты с весом. Актер убежден, что тело — это не что иное, как инструмент, а внутренние трансформации при работе над ролью должны идти рука об руку с трансформациями внешними. Кроме того, исполнителю следует максимально внешне соответствовать своему персонажу — так героя удастся лучше понять, а значит и лучше воплотить.
Конечно, в экспериментах с весом в актерском мире нет ничего нового, но Бэйл достиг в этой области рекордных показателей и меняет вес с поразительной регулярностью. При своем нормальном весе в районе 80-85 кг для роли в фильме «Власть» актер набрал внушительные 18 кг. Прежде ту же самую массу он набирал для «Аферы по-американски». Также он несколько раз радикально сбрасывал вес: 14 кг для «Бойца», 25 кг для «Спасительного рассвета» и, наконец, рекордные 29 кг для «Машиниста» (для этого на протяжении четырех месяцев дневная диета актера состояла из воды, чашки кофе, банки тунца, одного яблока, а также нескольких стаканов виски и большого количества сигарет).
Любопытно, что сразу после съемок «Машиниста», весивший 55 кг Бейл был утвержден на роль Бэтмена — восстанавливая форму, актер всего за полгода набрал 31 кг (тут на помощь пришли пончики, бургеры и пиццы в огромном количестве, из-за чего актер даже перебрал с массой, так что в какой-то момент понадобилось еще немного похудеть).
Правда, после «Власти» Кристиан Бэйл заявил о прекращении экспериментов с весом, поскольку, во-первых, это становится небезопасно для здоровья, а во-вторых, от этого страдает супруга актера, которой невыносимо смотреть на самоистязания мужа.Худющий Бэйл в «Машинисте». Фото paramount.com
Метод Станиславского
У Кристиана Бэйла нет специального актерского образования (он планировал поступать в академию драматического искусства, но коллеги отговорили, убедив, что из подобных заведений выпускаются актеры-клоны), а сам он отмечает, что не использует никакую особую технику. Разве что обращается за поддержкой к… сатане, как Бэйл рассказал на недавнем вручении «Золотого глобуса».
Как бы то ни было, метод работы актера над ролью сильно напоминает систему Станиславского. Вживаясь в образ, Бэйл «делает то, что кажется подходящим для роли» или «то, что считает интересным для себя». Он тщательно изучает характер персонажа, пытается понять его мысли и переживания. В случае особо серьезных ролей актер погружается в образ едва ли не на весь период съемок. Например, работая над «Машинистом», Бэйл спал лишь по два часа в сутки, стараясь прочувствовать и поддерживать угнетенное состояние своего героя. На «Американском психопате» он отказался от общения с группой, чтобы максимально вжиться в роль. Внешние изменения для Бэйла исключительно важны, но они не ограничиваются только лишь опытами с весом. Скажем, для «Власти» актер не только поправился, но и побрился налысо и высветлил брови.
Сам Бэйл отмечает, что иногда полная отдача себя роли способна сыграть злую шутку. Так, например, съемки фильма «Терминатор: Да придет спаситель» были омрачены скандалом. Во время работы над особенно сложной сценой Бэйл вышел из себя и набросился с нецензурной бранью на оператора-постановщика Шейна Херлбата, а запись конфликта стала достоянием общественности. Позже Бэйл объяснял несдержанное поведение трудностью съемок и пребыванием в нервозном и агрессивном состоянии своего героя.
Раздвоение личности
У Кристиана Бэйла нет постоянного амплуа, однако у целого ряда его героев можно выделить одну общую черту. А именно, склонность к двуликости. Самый очевидный пример — «Престиж» Кристофера Нолана, где Бэйл играет братьев-близнецов иллюзионистов. Причем у них не только разные характеры, но и по ходу повествования герои радикально преображаются.
В «Американском психопате» он выступает карикатурным воплощением манхэттенского яппи и вместе с тем обезумевшим кровавым потрошителем. В «Машинисте» трагедия героя, по сути, раскалывает надвое его сознание. В «Афере по-американски» персонаж Бэйла буквально удивляет контрастом в поведении на людях и наедине с собой. Наконец, и в нолановской трилогии о Бэтмене Бэйл тоже в общем-то одновременно играет двух разных героев: легкомысленного миллиардера-плейбоя и сурового, трагического, мрачного супергероя.
Двуликость героев Бэйла, как правило, подразумевает наличие в человеке потаенной темной стороны, что, судя по ряду интервью, вообще является одной из любимых тем актера в искусстве.
Копирование акцентов
Англоязычная публика удивляется не только после каждой следующей картины Бэйла, но и после его публичных выступлений. Например, на последнем «Золотом глобусе» актер произвел впечатление на зрителей своим натуральным уэльским акцентом. Актер настолько удачно имитирует на экране различные особенности произношения (например, бостонский акцент в «Бойце»), что для многих стало сюрпризом, что Бэйл на самом деле уроженец Уэльса и вообще считает себя англичанином.
Очевидно, что для Бэйла работа с акцентом — это еще один необходимый способ перевоплощения. И тут вновь вспоминается система Станиславского. Работая над ролью Бэтмена, актер держался образа весь период производства фильмов, и даже с прессой общался с акцентом Брюса Уэйна. Кстати, свое естественное произношение Бэйл использовал, кажется, только в одном фильме — в «Престиже».
Павел Орлов http://Tvkinoradio.ru