Жизненные советы Гая Ричи

0

Фильмы этого британского режиссера — «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» (с Джейсоном Стейтемом и Брэдом Питтом), «Шерлок Холмс» (с Джудом Лоу и Робертом Дауни-мл.), «Агенты А.Н.К.Л.» (с Арми Хаммером и Генри Кавиллом) и «Меч короля Артура» — завоевали любовь и популярность у зрителей. Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: почему важно владеть ситуацией, когда раздумья мешают и как планирование способствует импровизации.

Начинать поздно — нормально
— Пока мне не исполнилось двадцать пять, я не относился ни к чему серьезно. И если вы спросите моего совета о работе в кино, то я вам так и скажу: «Не парьтесь ни о чем до двадцати пяти». Но в двадцать пять, как мне кажется, в вашей голове должно что-то щелкнуть, ведь вы уже прожили четверть века и кое-что узнали о жизни. Это самое подходящее время, чтобы заняться чем-то серьезно, но прежде — не стоит.
Помню, в то время у меня был знакомый, с которым я когда-то учился в школе. Он снимал рекламу и зарабатывал этим деньги. Его реклама была полной ерундой. Но тот факт, что он сумел найти работу и был достаточно смел, чтобы называть себя режиссером, вдохновил меня. И он зарабатывал деньги. И ему было двадцать четыре. А мне было двадцать пять, работы не было, и это меня удручало, ведь я знал, что для того, чтобы преуспеть в каком-то деле, нужно посвятить ему хотя бы лет пять.
Я начинал паниковать. Я помнил, что Стивен Спилберг в свои двадцать шесть уже снял свой первый фильм. Я подумал об этом и к двадцати шести тоже снял свой первый фильм — короткометражку «Трудное дело». И с тех пор, как я начал заниматься кино в двадцать пять, я не прекращал работать. Ни в чем у меня не было большего интереса и мотивации. Я сразу понял, что это мое.

Владейте ситуацией
— Если вы не владеете ситуацией, значит, вы не хозяин положения. Чтобы им стать, нужно нести полную ответственность за все, что вы делаете. Ни к чему раболепие и зависимость — будьте королем своего собственного королевства. Вокруг каждого из нас есть мир, который пытается навязать нам, кем быть. И внутри каждого из нас есть мир, который хочет утвердить себя.
Вопрос в том, какая сторона одержит верх. Мир снаружи кажется шумным и агрессивным, но только потому, что мы бываем не уверены в себе. Мир вокруг старается навязать вам, кто вы есть. А вы стараетесь сказать самому себе, кто вы есть. Это вечное противостояние.

Сомнения в себе — обычная вещь
— Каждый проект требует нескольких лет твоей жизни и ответственности. Разумеется, это сопровождается сомнениями, которые я всегда пытаюсь выбить из себя, хотя и понимаю, что без сомнений нельзя. Знаете, в начале каждого проекта у меня обычно случается кризис где-то на недельку, когда я думаю: «А хорошо ли мы все продумали?» И меня всего просто пронизывают сомнения. Но потом они проходят.

Состояние дискомфорта необходимо
— Вам должно быть комфортно в состоянии дискомфорта. Этому меня научило каратэ. Страх дискомфорта хуже, чем сам по себе дискомфорт. Иллюзия боли — вот с чем вам необходимо примирить себя.

Не позволяйте раздумьям мешать вам
— В спорте, если ты начинаешь задумываться о происходящем, все перестает получаться. Но если не позволять мыслям отвлекать тебя, начинаешь преуспевать. Творческий процесс, как мне кажется, очень похож на спорт в этом плане. Начать стоит с того, чтобы понять свои творческие барьеры, а затем забыть о них и действовать интуитивно.

План нужен для импровизации
— Мне нравится думать, что у нас есть план, которого можно придерживаться и которым мы можем руководствоваться. Ведь раз нам есть чем руководствоваться, значит, у нас есть вокруг чего импровизировать, и каждый может позволить себе столько импровизации, сколько считает нужным.

Наслаждайтесь своим делом
— Любопытный факт о режиссерах: мало кто из нас ходит на площадки друг к другу. Но я слышал разные страшные истории о том, что происходит на площадках у других, и это зачастую озадачивает меня. Я считаю, что каждый, кто хочет быть режиссером и добивается этого, делает это делом своей жизни и должен быть благодарен за такую возможность. И поэтому легкость — это качество, которого я стараюсь придерживаться в своей работе. Кинопроизводство должно быть в радость. На мой взгляд, нет причин не проводить время на площадке хорошо. Пока вы получаете удовольствие от того, что делаете, это не работа. Я наслаждаюсь каждым днем съемок и мне не приходится делать над собой усилия для позитивного мышления.
А вот труд сценариста — самый болезненный и тяжкий во всем процессе кинопроизводства, потому что этот труд не так активен, как, например, работа режиссера. Режиссура — это как если бы я был шеф-поваром, а передо мной были всевозможные ингредиенты. Ингредиенты на столе, и все, что нужно, — это действовать. Это такой интерактивный опыт. Но опыт сценариста не такой. Когда ты пишешь, есть только ты и печатная машинка, понимаете? Поэтому сценаристу необходимо быть активнее, чем любому другому участнику кинопроцесса. Взять и пригвоздить себя к столу и клавиатуре очень непросто, ведь ты знаешь, какое огромное количество проектов можно было бы поставить! Заниматься режиссурой — увлекательно и этому сопутствует совместная работа и общение. У сценариста такого нет.

Держите себя в форме
— Снимая кино, очень легко разжиреть. Потому что часто эта работа состоит из ожидания. За время создания фильма я, бывало, набирал до тридцати фунтов. Чтобы такого не случалось, где-то начиная с «Револьвера» я стал устраивать на площадке «олимпийские съемочные игры»: кто выше прыгнет, кто сделает больше отжиманий, приседаний и тому подобное. Это помогает привести в тонус себя и всю команду.

Ошибки можно пережить
— Я снял фильм «Унесенные», за который меня едва не стерли в порошок. А потом был не слишком успешный «Револьвер». Моя карьера тогда висела на волоске. Хотя «Револьвер» я все равно люблю, да и «Унесенные» мне нравятся. Я не жалею об этих картинах. Никто не знает самый лучший способ распорядиться картами, которые у тебя на руках. Распорядился ли я в этих случаях своими картами правильно? Вероятно, да. Другой вопрос, удастся ли тебе с достоинством принять критику. А потом начать очередную историю с начала.

Будьте своей собственной аудиторией
— Фильм, который я снимаю, и который получается в итоге — это немного разные фильмы. Через какое-то время работы над картиной ты понимаешь, чего требует материал, его природа подсказывает тебе это. В случае «Меча короля Артура» мы сначала сделали версию на три с половиной часа. В середине я заснул. Так я понял, что нам предстоит немало работы, и в итоге мы сократили фильм еще наполовину. Энергия фильма должна быть такой, чтобы удерживать мое внимание так же, как и внимание любого другого зрителя.

Кино должно развлекать
— Я пришел в кино, потому что хотел делать фильмы, которые бы развлекали зрителя. Я чувствовал, что именно такого кино нам не хватает. И свою работу я вижу в том, чтобы сделать интересный развлекательный фильм. А в каком формате он будет и какие техники я буду использовать — это все второстепенные вопросы. Главное, чтобы кино выглядело хорошо.

Павел Орлов, tvkinoradio.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version