«Не смотри вверх» — новый фильм режиссера Адама Маккея. Это социальная сатира, в которой рассказывается о неизбежном столкновении кометы с Землей и отсутствии какой-либо реакции человечества на ситуацию, которая разрушит их планету. Таким образом режиссер поразмышлял о том, как мы встречаем экологический кризис, который влияет на нас в настоящее время.
Звезда картины – Леонардо Ди Каприо. Вместе с ним в фильме снялись Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип, Марк Райланс, Тайлер Перри и даже Ариана Гранде. Сюжет повествует о двух астрономах, которые обнаруживают, что в скором времени метеорит упадет на Землю, и решают рассказать об этом миру в популярном телешоу. Однако ни президент США, ни ведущие шоу, похоже, не верят главным героям.
В мире, насыщенном новостями, заинтересовать кого-либо кометой, заставить, чтобы человек оторвал взгляд от мобильного телефона, – непосильная задача. Metro побеседовало с Леонардо Ди Каприо, который является не только актером, но и активистом, много лет борющемся за окружающую среду.
— Как появился сценарий «Не смотри вверх»?
— Я помню наш первый разговор. Адам позвонил мне ночью, чтобы рассказать о своем сценарии. Во многих смыслах его идея стала находкой. Я был потрясен историей, которую он написал. Она вызывает ощущение безотлагательности и напряженности из-за проблемы, которая существует уже более века. Признаюсь, я десятилетиями искал проект, рассказывающий о климатическом кризисе, и не нашел. Но этот, с моей точки зрения, идеален. Мы, люди, не желаем сталкиваться и иметь дело с апокалипсисом, не понимая, что этого не избежать. Гениальность Адама заключается в создании комедии на очень важную тему. Люди как вид, как общество, как культура практически сталкиваются с армагеддоном. Такой фильм появляется один раз в жизни актера, я в этом убежден.
— Как творческая натура вы, кажется, одержимы участием в социальных историях.
— В любом фильме, в котором я принимаю участие, всегда будет напряженность или чувство безотлагательности в отношении одной из интересующих меня проблем. Это был для меня отличный подарок, невероятная задача, в которой я смогу творчески высказаться об окружающей среде. Говорить о климатическом кризисе очень сложно, почти невозможно с повествовательной точки зрения, но «Не смотри вверх» — это гениально. Кроме того, у нас был мощный состав с Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип, Джоном Хиллом, Тимоти Шаламе, Марком Райлансом, Кейт Бланшетт, Тайлером Перри и Арианой Гранде.
— Вы играете астрофизика, который в одночасье становится сексуальным профессором на телевидении.
— Это еще одно отвлечение от желания увидеть реальность. Публика реагирует на его образ и не слушает его слов. Он один из двух ученых, которым поручено сформулировать словами, что конец света приближается, но в то же время он не разбирается в средствах массовой информации, не знает, как все это работает.
— Считаете ли вы, что у планеты есть будущее?
— Не очень. Я очень пессимистично отношусь к обсуждению этой проблемы, и я мог бы потратить час, отвечая на этот вопрос. У нас настолько мало времени, чтобы противодействовать тому, что мы сделали, что мне страшно думать об этом. Мы стоим перед пропастью, и нам нечего делать, а ответ должен быть массовым и быстрым. В этом фильме комета – это аналогия изменения климата. Я только что приехал из Глазго, потому что был на саммите COP26, и надеюсь, что подобные фильмы смогут спровоцировать глобальный разговор о необходимых нам изменениях и подтолкнуть частный сектор к тому, чтобы поменять курс и направить силы в нужную сторону.
— Как вы думаете, почему отсутствует реакция со стороны политиков?
— Деньги и власть. Так Адам объясняет это в своем фильме. Наука становится политической, появляются альтернативные факты, которые отвлекают.
— Необходимо ли было поднимать эту тему в рамках комедии? «Не смотри вверх», вероятно, лучшая политическая сатира за последние годы.
— Я искал фильм, посвященный этой проблеме, на протяжении десятилетий, но все мы, кажется, избегаем этой проблемы. Мы все задаемся вопросом: что я могу изменить? Что я могу внести в это дело? А в итоге мы ничего не делаем. Адам действительно раскрыл код климатического кризиса с помощью этой комедии. Мы можем слушать множество людей, которые говорят нам, что мы должны делать, как в случае с этой историей, и в целом. Я думаю, что нужны такие люди, как Адам, чтобы изменить повествование, создать разговоры, которые заставят нас проснуться от летаргии, в которой мы находимся. Для меня большая честь быть частью этого фильма.
— Это ваш третий фильм с Джоной Хиллом, как ваши личные отношения влияют на производство?
— Он абсолютный гений, этот мой молодой друг — гений. Его способность импровизировать, контролировать сцену и вносить изменения в повествование наиболее красочно и трогательно — это зрелище. Его талант действительно невероятен. Я хотел бы поработать с ним еще над сотней фильмов.
— Вы очень активны в своем намерении активизировать общественное сознание в вопросе климатического кризиса. Вы даже произносите серьезную речь в середине интервью. Вы к этому готовились?
— Очень-очень. Я работал над этой речью, наверное, 50 раз. Что я действительно хотел сделать, так это выразить разочарование научного мира. Как ты за кафедрой говоришь правду, а тебя никто не слушает. Нас окружает оглушительный шум, который мешает нам услышать реальное сообщение, поэтому научное сообщество так расстроено. Нас больше беспокоит то, что происходит с неизвестной парой в реалити-шоу, а не виды животных, которые исчезают каждый день. Это абсурд. Вот почему я работал над тем, чтобы общественность поняла, в каком состоянии находится наука. Мир рушится, и ученые вынуждены перестать излагать свои идеи как интеллектуалы и перейти к сути из-за срочности и важности этой проблемы.
Ксения Гайзлер, Мария Эстевез
Metro