Лилита Озолиня: «У меня на первом месте не театр, а мой ребенок»

0

Ее помнят по роли Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах»

«Если сегодня можно было бы начать все заново, ни за что не пошла бы в актрисы, — признается Лилита. – Я же хотела стать врачом. Когда мне роль не давалась, репетиции шли не так, как хотелось, я думала: боже, зачем мне все это, где мой медицинский институт, что я наделала, какая из меня актриса?» Но при этом она сыграла много ярких ролей.

«В медицинский всегда успеешь»

Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в Риге. О своем имени она рассказывала: «Лилит была женой Адама, очень властной, и бог пожалел мужчину, он столкнул ее в бездну. Но потом Адам часто сидел у бездны и с тоской смотрел вниз. Может, имя как-то и воздействует на судьбу, но я им довольна». Мать девочки, Альбертина, до войны работала помощником режиссёра на немецкой киностудии. Отец — Арвид, лётчик-испытатель. С детства девочку тянуло к творчеству, и уже в десятилетнем возрасте Лилита пробовалась в фильме «Эхо» на роль пастушки, но её не взяли. В школьные годы она планировала стать врачом. И параллельно с учёбой проходила профессиональное обучение в медицинском училище и практиковалась в качестве медсестры в Республиканской детской клинической больнице в Риге.

Но по совету латвийского кинорежиссёра и сценариста Алоиза Бренча девушка стала не медработником, а актрисой. «Алик для меня больше чем режиссер, мы были близкими друзьями. Когда он предложил сняться в своей картине, я была еще школьницей. «В медицинский ты всегда успеешь поступить», — убеждал меня Алик», — вспоминала она. Лилита сыграла в картине «Когда дождь и ветер стучат в окно». После того, как Озолиня увидела себя на экране, она уже не сомневалась, что хочет быть только актрисой.
Долгое время режиссеры видели в ней лишь романтичную блондинку. Возможность разрушить этот стереотип у Озолины появилась лишь через 10 лет. В фильме режиссера Гунара Цилинскиса «Соната над озером» ей пришлось играть взбалмошную скандалистку Вию, кстати сказать, брюнетку. После этой роли Лилита смогла доказать, что умеет работать в разных жанрах и амплуа.

«Я не решалась признаться, что я – не Марта»

Самая главная и звездная роль пришла, когда режиссер Алоиз Бренч приступил к съемкам 7-серийной мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Изначально роль Марты предназначалась другой латышской актрисе — Вие Артмане. Но подготовительная работа к съемкам заняла целых 8 лет: несколько раз переписывался сценарий. И на момент, когда можно было наконец-то приступать к съемкам, Вие Артмане было уже за 50 — возраст явно не для Марты. Пришлось срочно искать другую актрису. Вот тогда-то Алоиз Бренч и вспомнил про Лилиту.

«Каждый, смотревший этот фильм, нашел в нем созвучие с собственной жизнью. Он про всех нас», — так объясняла невероятную популярность «Долгой дороги» сама Озолиня. Но озвучила роль не Лилита, а Валентина Талызина. Потом латышская актриса ей сказала: «В некоторых местах вы озвучили меня так, как я не сыграла». «Спасибо, что вы это понимаете», — был ответ.

Лилиту потом часто путали с ее героиней, бывали и смешные случаи. Однажды ожидающую поезд актрису «приютила» в своей каморке уборщица: «Пойдем, Марточка, чаю попьешь, замерзла, небось. Ну как сыночек, наверное, в школу уже пошел?» «Она привела меня в свою каморку с ведрами, тряпками, швабрами, заварила чай, вытащила баранки и стала расспрашивать, как Рихард, как сынок. И я не решилась разрушить ее мир и признаться, что я актриса. Пришлось в деталях придумывать дальнейшую биографию героев», — улыбаясь, вспоминала Озолиня.

Она появилась в паре десятков картин, самыми яркими из которых считаются мюзикл «Краткое наставление в любви», комедия «Личная жизнь Деда Мороза» и политический детектив «Двойной капкан». В 2009 году Озолиня получила высшую награду Латвии: Орден Трех звезд IV степени. В какой-то момент решила заняться бизнесом и, освоив азы бухгалтерии и менеджмента, открыла салон красоты. Потом переключилась на собственную студию: «Она не связана с моей актерской профессией. В нее может прийти любой человек, который хочет приобрести опыт в познании себя. В студии работает очень много преподавателей разных направлений. Мы занимаемся речью, рекламой, психологией личности, психологией руководства, созданием имиджа, философией. Мы учим людей стать режиссером ситуаций, учим преодолевать различные ситуации, учим тому, как можно общаться с массой людей или с одним человеком. В основном у нас учатся люди бизнеса, но есть и бухгалтеры, учителя, врачи, политические деятели».

О личной жизни актриса не любила говорить, хотя не раз выходила замуж: «У меня было все. Я и влюблялась, и разлюблялась. Я бросала, меня бросали. Я переживала, я говорила богу спасибо за то, что он избавил меня от переживаний. Я знаю, что я намного богаче тех людей, которым всегда везло. Я помню свои эмоции, я чувствую их внутри. Когда мне это нужно для работы — я могу найти их в подсознании, создать картинку, выстроить ассоциации».

В одном из браков у Лилиты родилась дочь Лилиана, сейчас она занимается рекламой. «Я не та актриса, которая заявляет: «Моя жизнь — театр». Я актриса, но я всегда у бога просила, чтобы у меня была собственная жизнь, — говорит Озолиня. — У меня на первом месте не театр, а мой ребенок. Потому что единственное, что дает женщине возможность почувствовать себя женщиной и право идти по этой земле, — это не то, что она актриса, журналист или президент, а дети».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Открытый город» , Dailytalking.ru, 24smi.org

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version