Не стало знаменитого итальянского комедийного актера
Имя Паоло Вилладжо, безусловно, прежде всего связано с образом незадачливого 40-летнего бухгалтера Уго Фантоцци. Он не только сыграл эту роль, но и сам придумал этого персонажа.
Первое появление Фантоцци
Паоло Вилладжо родился в Генуе 30 декабря 1932 года, детство провел в бедности. Его отец был инженером, мама работала учительницей. У Вилладжо был брат-близнец Пьетро, в дальнейшем он стал известным специалистом в области строительства, профессором университета в Пизе. Сам Паоло окончил лицей «Андреа Дория», где вместе с ним учились такие знаменитые люди, как экс-министр иностранных дел Италии Массимо д’Алема, комик из «Никогда не говори Гол» Марчелло Чезена, бывший президент FIAT Паоло Фреско.
После учебы Паоло перепробовал самые различные профессии — был официантом, диктором на радио, актером кабаре, конферансье, клерком в фирме Cosider. Артистический талант Вилладжо открыл известный итальянский телеведущий Маурицио Костанцо, пригласивший его в программу «Воскресные люди». На большом экране Паоло Вилладжо впервые появился в фильме «Ешь это» (1968). С 1967 года он публиковал свои сатирические рассказы в римских еженедельниках L’espresso и L’Europeo.
В 1971 году из печати вышел роман «Фантоцци», мгновенно ставший бестселлером. В этом произведении с помощью сатиры, обличающей и гротескной иронии комик заставил итальянцев задуматься о важных социальных проблемах. А на экранах знаменитый персонаж Вилладжо появился в 1975-м и спустя некоторое время стал культурным феноменом. Выражения героя разлетелись на цитаты и крылатые слова, буквально уйдя в народ. В повседневный обиход вошли такие фразы, как «а ля Фантоцци», прилагательное «фантоццийский» (то есть «непутевый», «незадачливый») и выражения «Вы так гуманны!» и «У меня скрестились пальцы».
Попасть в Рай и вернуться обратно
Уго Фантоцци всю жизнь работает младшим бухгалтером в корпорации с длинным и абсурдным названием Italpetrolcemetermotessilfarmometalchimica («Италнефтецементермотканефармометалхимия»), живет с нелюбимой женой Пиной и уродливой дочерью Марианджелой. Достаточно сказать, что бедняжку в фильме сыграл актёр-коротышка с искусственным носом! Папаша Фантоцци в душе не может смириться с этим фактом. В жизни он, как страус, предпочитает зарыться в иллюзию, что все прекрасно. Но неосознанные «проколы» выдают его реальное чувство. Прощаясь на ночь со своим чадом, он может вместо девочки поцеловать игрушечную мартышку.
Из-за патологического невезения несчастья сыплются на этого «маленького человека», как из ведра. Уго ездит на работу в автобусе, никогда не изменяет жене. Начальство ни разу не повысило ему зарплату, женщины его не замечают, а коллеги не помнят, как его зовут. В самом начале первого фильма о Фантоцци жена звонит ему на работу, так как его уже более двух недель нет дома, но никто даже не заметил его отсутствия. Оказалось, что его случайно замуровали в отсеке старых лифтов. Зритель узнает поближе недотепу Уго, его семью, коллег по работе, о его любви к синьорине Сильвани. Несмотря на все неудачи, которые преследуют главного героя, Фантоцци не лишен самоиронии и чувства собственного достоинства.
Вилладжо не издевался над своим героем — он просто утрированно показывал то, что пережил, работая бесправным клерком в промышленном гиганте Italsider. Любопытно, что когда эта компания была закрыта в конце 80-х, после славной столетней истории, фильмы о Фантоцци продолжали выходить. Согласно некоторым источникам, актёр вернулся к этому образу из-за необходимости оплатить лечение своего сына в сообществе наркозависимых, основанном Виченцо Муччоли. Вилладжо был сценаристом всего цикла, а один фильм — «Фантоцци против всех» 1980 года — поставил в качестве режиссера. За несколько десятилетий герой успел нажить массу неприятностей на работе, выйти на пенсию, умереть и попасть в Рай, откуда его изгнали обратно на землю. В последней ленте Уго клонируют из клока волос, оставшихся у его супруги. Здесь ирония часто сопровождается мрачным пессимизмом, который нередко выливается в настоящие оды смерти и болезни.
Кстати, хотя фамилия Фантоцци считается североитальянской, на самом деле она сицилийского происхождения. Фильм же был основан на североитальянской семье и снят в Северной Италии, тем самым подкрепляя общее убеждение о том, что эта фамилия имеет североитальянские корни. Оригинальный вариант этой фамилии звучит как Фантоццино, и все пошло от того, что ее один единственный раз использовали в сокращенном варианте.
«Синьор Робинзон»
Помимо серии про Фантоцци, Вилладжо также является автором книг «Жизнь, смерть и чудеса за бесценок», «Семь грамм в семьдесят лет», «Я зол как скотина» и др. В Советском Союзе Вилладжо прославился после выхода на экраны фильма «Синьор Робинзон» режиссера Серджио Корбуччи (оригинальное название — «Синьор Робинзон. Потрясающая история любви и приключений»), в которой сыграл заглавную роль.
По сюжету, современный Робинзон Крузо, текстильный магнат Роберто (Роби), со своей женой отправляется в путешествие на корабле. Ночью капитан устраивает учебную тревогу, и Роби в панике выбегает на палубу. На следующую ночь опять поднимается тревога, однако на этот раз Роберто решает проигнорировать сообщение капитана корабля. Проснувшись, он обнаруживает, что находится в каюте на дне океана. Выбравшись с судна, Роберто выходит на берег необитаемого острова и понимает, что оказался в положении Робинзона. В итоге герой Вилладжо проходит через множество комичных ситуаций, пока ему не удается хоть как-то освоиться на острове. У него появляется свой Пятница — темнокожая красавица (ее сыграла итальянка эритрейского происхождения Зеуди Арая), с которой Робинзон поначалу тщетно пытается найти общий язык. Робинзон не хочет отказываться от благ цивилизации и придумывает, как заменить телевизор, радио и все то, без чего в наше время трудно представить свою жизнь.
В 1977 году Вилладжо сыграл роль эмигранта, возвращающегося в Италию в фильме «Прекрасная страна», наполненном горькими разоблачениями итальянской действительности того времени, которые слегка прикрыты комичностью. Кроме того, актер исполнил роль Джандоменико Фраккия — персонажа, похожего на Фантоцци — в кинолентах «Фраккия — зверь в человеческом обличье» и «Фраккия против Дракулы», а также телесериале «Джандоменико Фраккия».
Стоит отметить, что Вилладжо оставил большой след не только в комедийном, но и в драматическом кино. Так, в различное время он сотрудничал с такими великими режиссерами, как Федерико Феллини («Голос Луны»), Лина Вертмюллер («Чао, профессор!»), Эрманно Ольми («Тайна старого леса»), Габриэле Сальваторес. Большим успехом у зрителей пользовались также театральные постановки и телевизионные программы, в которых принимал участие знаменитый комик.
В 1992 году Вилладжо стал обладателем «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф. В 2002 году вышла в свет автобиографическая книга Вилладжо под названием «Жизнь, смерть и чудеса недотепы», в которой он, до этого не любивший рассказывать о личной жизни, поведал о своей жене, брате-близнеце и сыне. В 2013 году Паоло получил международную премию «Н. В. Гоголь в Италии» за образ «маленького человека» гоголевской традиции.
Скандальные высказывания
При этом, в последнее время Вилладжо не раз попадал в скандалы благодаря своим интервью. Так, однажды актер сделал заявление в адрес паралимпийцев и тем самым разделил мнение итальянцев. Вилладжо, не смущаясь, заявил: «Много печали, паралимпийцы не вызывают энтузиазма, а наоборот, являются представителями неудач и несчастий, произошедших с ними, а Паралимпиада только превозносит и подчеркивает эти несчастья. А мы, в свою очередь, смотря Паралимпиаду, превозносим и восхищаемся несчастьем. Как может нравиться смотреть на игру в баскетбол людей, сидящих в инвалидных колясках? Разве это развлечение? Я не могу смотреть на них, мне грустно видеть людей, передвигающихся на коляске или на искусственных конечностях, это даже немного раздражает и нисколько не развлекает меня, я не получаю никакого удовольствия от матча».
И как будто ему было недостаточно, продолжал дальше: «Одна слепая, которая занимается бегом на 200 метров, рассказывала, что, чтобы заниматься бегом, она нуждается в двух сопровождающих, которые говорят ей, куда бежать. На мой взгляд, с таким же успехом она могла бы спокойно бегать с палкой. Мои высказывания — это не жестокость, жестокость — восхищаться несчастьем и притворяться благодетелями. Это лицемерие!»
Вскоре после этих слов Вилладжо вновь обсуждали во всей Италии. В прямом эфире передачи «Бронтоло» комик неожиданно прокомментировал, почему на Сардинии самый низкий процент рождаемости. Он за всю страну заявил: «Это потому что сарды занимаются сексом с овцами». Сардиния славится своим овцеводством и, соответственно, производством овечьего молока и сыра. Овец на Сардинии гораздо больше чем жителей, и эти животные давно стали излюбленной темой для шуток над сардами. Сказать, что жители острова обиделись, это не сказать ничего. Многие вышли на митинг протеста и заявили, что Паоло Вилладжо теперь совершенно нежеланный гость на Сардинии и все его проекты будут игнорироваться.
Знаменитый писатель-сард Гавино Ледда, который 40 лет назад написал биографический роман «Падре Падроне», так прокомментировал эту шутку Вилладжо: «Я удивляюсь, что такой актер как он мог допустить подобный комментарий. Сейчас времена изменились, и даже если я в возрасте 15 лет имел одно или два сношения с овцами, я представлял себе прекрасных женщин, именно потому, что не имел возможности встречаться с женщинами. Те же, кто сейчас говорят о таких вещах — не люди! Пастухи Сардинии не должны стыдиться ничего».
Интернет запестрел ругательными статьями на счет Вилладжио, но многие поняли, что это шутка, хотя и жесткая. Паоло раскаивался и искренне просил прощения у сардов, предлагая различные вещи — от харакири до путешествия пешком по всей Сардинии с крестом на спине. Так что сарды потихоньку успокоились и начали оправдывать актера.
Однажды старая прорицательница-астролог, которую Вилладжо встретил в столице, предсказала, что он умрет 14 декабря 2002 года в своём белом доме у моря. Однако, на следующий после этой даты день актёр принимал участие в передаче «Воскресение в…», которую вела Мара Вернье. Он выступал на сцене с монологами, вел политическую деятельность.
3 июля 2017 года Паоло не стало. О смерти актера сообщила в своем блоге на Facebook его дочь Элизабетта Вилладжо. «Прощай, папа, теперь ты свободен, чтобы снова летать», — написала она, опубликовав старую семейную фотографию.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Mir24.tv, Miasardegna.ru, «Википедия» (ru.wikipedia.org), Ampgirl.su