«Служебный роман»: как актёры повторили судьбы своих героев

0

Пьеса Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы» с успехом шла в театрах страны, и по ней решено было поставить телеспектакль. Но попытка оказалась не очень удачной, популярности телепостановка не снискала. Чего не скажешь о снятой уже самим Рязановым киноверсии пьесы «Служебный роман». Своим успехом комедия безусловно обязана таланту режиссёра и блестящим актёрам. Причём все они знали, что такое служебный роман, не понаслышке.

Мымра
Как вспоминал Эльдар Рязанов, именно Алису Фрейндлих он видел в роли Мымры. Даже проб проводить не собирался.
…В невзрачную Мымру обаятельная Алиса Фрейндлих превращалась с азартом. Вместе с Рязановым они «облазили все костюмерные «Мосфильма», выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи». Мужеподобную походку героини актриса подсмотрела у начальственных тёток в реальной жизни. Долго не могли подобрать очки, которые довершили бы образ. И тогда главный оператор Владимир Нахабцев позаимствовал очки в толстой роговой оправе у своего отца.
Сама Фрейндлих к этому времени уже была замужем за художественным руководителем театра Ленсовета Игорем Владимировым, с которым у неё случился как раз классический служебный роман. Именно по приглашению Владимирова она перешла к нему в театр, где очень быстро стала примой. Как вспоминала сама Фрейндлих, её будущий муж был неотразим: голубые глаза, голубой костюм и голубая «Волга». Устоять было невозможно.
Ради новой примы Владимиров ушёл от жены – известной актрисы Зинаиды Шарко и 7-летнего сына. Как вспоминала сама Алиса Бруновна, у них с мужем были прекрасные отношения и успешный творческий тандем. «Никаких мужских амбиций не было до той поры, пока их в нём не взрастила критика…» – делилась она. Как рассказывала актриса, Владимирова стало задевать, что успех того или иного спектакля целиком приписывали ей, а его как создателя постановки просто обходили стороной. Ситуацию усугубляло и пристрастие Владимирова к алкоголю.
Однако после развода Фрейндлих ещё пять лет работала под руководством бывшего мужа, а потом перешла в БДТ.

Новосельцев
Конечно, приглашая Андрея Мягкова на роль Новосельцева, Рязанов рисковал. По сути, актёру предстояло сыграть тот же характер, что и в «Иронии судьбы» – мягкий, обаятельный интеллигент. Пришлось, как и в случае с Алисой Фрейндлих, отчаянно маскировать природное обаяние актёра.
В жизни самого Мягкова служебный роман сыграл очень значимую роль. Именно ему актёр обязан своим браком. Поговаривали, что в студенческие годы у Мягкова был роман с Ириной Мирошниченко. Но потом в студии МХАТ, где он учился, появилась новая студентка, Анастасия Вознесенская. Студенческий роман перерос в служебный. И в «Современнике» они работали уже мужем и женой.

Самохвалов
Вообще-то Басилашвили должен был играть у Рязанова ещё Ипполита в «Иронии судьбы». Но у актёра умер отец, и пришлось срочно искать ему замену. А когда потребовался актёр на роль Самохвалова, Рязанов без колебаний выбрал Басилашвили.
На съёмки артист приезжал из Ленинграда. Выглядел помятым и невыспавшимся. Гримёрам с костюмерами приходилось потрудиться, чтобы превратить замотанного актёра в лощёного героя. А элегантного Мягкова им приходилось превращать в помятого и потрёпанного Новосельцева. Говорят, Басилашвили даже предлагал Рязанову поменять их с Мягковым местами.
…Со своей первой женой Татьяной Дорониной Басилашвили, как и Андрей Мягков, познакомился, ещё будучи студентом. Их бурный роман завершился скоропалительной свадьбой и перерос в «служебный брак». Потом супруги вместе работали в волгоградском театре, в питерском Ленсовете и, наконец, в знаменитом БДТ. Причём приглашение туда получила Доронина, а Басилашвили взяли как бы в нагрузку к жене.
Как вспоминал сам актёр, у его бывшей жены поначалу был мягкий характер и большой талант. Но потом характер начал меняться в худшую сторону. «Наш брак длился восемь лет. Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнёта», – делился Басилашвили. Спустя несколько лет после развода он женился на тележурналистке Галине Мшанской, с которой живёт до сих пор.

Верочка
В пьесе секретарша Калугиной – молодая длинноногая и практичная хищница. Ахеджакова под этот образ не подходила, и от прежней Верочки осталась только «законодательница мод».
По первоначальному замыслу, у Верочки должен быть реальный муж, который несколько раз появлялся в кадре. На эту роль режиссёр пригласил Михаила Светина. Но вызова на съёмки тот так и не дождался. А потом ему сообщили, что роль из сценария убрали.
Правда, есть ещё версия, что мужа должен был играть Александр Фатюшин. И после сокращения его сюжетной линии он остался в картине лишь в паре эпизодов.
Что касается мужа самой актрисы, то первый раз им стал коллега по ТЮЗу, знаменитый актёр Валерий Носик. Так что первым браком и Ахеджакова обязана служебному роману. О причинах развода никто из них никогда не распространялся. Говорили, что Носик мечтал о ребёнке, а Лия становиться мамой не торопилась. Но Валерий Носик всегда отзывался о своей бывшей жене с теплотой.
Вторым мужем Ахеджаковой стал художник Борис Кочашвили, а более 20 лет назад она вышла замуж за известного фотожурналиста Владимира Персиянова.

Оленька
До «Служебного романа» Рязанов безуспешно пробовал Светлану Немоляеву на главные роли в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы». Но на роль Ольги Рыжовой он утвердил актрису без проб. Со «Служебного романа» началась её кинематографическая слава. Со служебного же романа началась и семейная жизнь актрисы.
Со своим будущим мужем Александром Лазаревым она вместе работала в Театре имени Маяковского. Поначалу не обращали друг на друга внимания. Но однажды на гастролях в Риге Александр проводил симпатичную коллегу на пляж. С тех пор всё и началось. За их романом наблюдал весь театр. Но они тщательно скрывали отношения, даже после свадьбы старались их не афишировать. Эта семейная пара всегда считалась самой идеальной и постоянной в актёрской среде.

Шурочка
На роль неугомонной Шурочки пробовалась Римма Маркова, но сыграла её Людмила Иванова. Как и в случае с Верочкой, роль Шурочки пришлось сократить, вырезая из фильма уже готовые сцены. По словам Людмилы Ивановой, свою героиню она лепила с себя. Актриса в ту пору была председателем месткома в «Современнике» и очень хорошо знала эту работу.
В жизни Людмилы Ивановой тоже был служебный роман. Актриса вела театральный кружок в одном из НИИ, где работал и её будущий муж, бард Валерий. Там они и познакомились. Вместе они прожили более 40 лет.

Режиссёр
Во время работы над «Иронией судьбы» Рязанов познакомился с редактором «Мосфильма» Ниной Скуйбиной. Их тайный роман длился два года. Но буквально накануне серебряной свадьбы с первой женой Эльдар Рязанов всё-таки ушёл к Нине. По словам друзей, Скуйбина была бесконечно предана мужу. Жена близкого друга Рязанова Василия Катаняна (эта фамилия не раз прозвучит в его комедиях) Ирина вспоминала, что Нина ради Эльдара готова была на любые жертвы. «Она ему подлинная раба», – утверждала Ирина. Нина Скуйбина на долгие годы стала женой и музой Эльдара Рязанова.
…В своё время Рязанов признавался, что делал ставку в первую очередь на артистов: «Мне казалось, что такая талантливая компания непременно доставит удовольствие зрителям». Как показало время, он не ошибся.

Нелла Прибутковская, «Новое дело» (pravda-nn.ru)

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version