Соитие с богиней. Как изнасиловали Афродиту

0

Известно, что в античную эпоху скульпторы создавали статуи нагих мужчин и женщин. Греки быстро достигли высокого мастерства в искусстве изображения обнаженного тела. Причем одна из статуй была так реалистична, что некий «ценитель прекрасного» не смог устоять перед соблазном…

Гулять без белья – привилегия мужчин

Древнегреческий скульптор Пракситель, живший в IV веке до нашей эры, стал первым ваять женщин без одежды. До этого обнаженными было принято вырубать из камня только фигуры богов-мужчин. А вот женщины, по мнению эллинов, не заслуживали чести изображаться нагими. Кроме того, право появляться на публике без одежды было исконно мужским — это была одной из свобод человека в демократическом древнегреческом обществе.

Пракситель хорошо понимал, что его работа может вызвать скандал, но не смог устоять перед творческим соблазном. Оставалось дождаться, когда кто-то захочет приобрести женскую фигуру и попытаться предложить клиенту новый вариант исполнения. Случай такой представился — жители острова Кос заказали знаменитому скульптору статую богини Афродиты для храма. Пракситель создал две фигуры — обнаженную и одетую в тунику — и предложил клиентам выбрать ту, что им по душе. Островитяне шарахнулись от обнаженной богини, назвав ее греховной, и выбрали Афродиту в одежде.

Но богиня любви и красоты в стиле ню, к счастью, не пропала без вести и не была уничтожена. Ее приобрели для своего храма жители города Книд, расположенного в Малой Азии. Статую установили возле святыни, под открытым небом и она, неожиданно, стала невероятно популярна. Чтобы увидеть прекрасную Афродиту Книдскую, люди прибывали в город издалека. Толпы паломников послужили развитию древнего полиса, который стал богатеть и крепнуть.

А вот своему создателю обольстительная мраморная женщина принесла хлопоты. Дело в том, что в качестве натурщицы Пракситель пригласил свою любовницу Фрину, имя которой переводится с греческого буквально как «жаба». Несмотря на имя, это была прекрасная молодая женщина, к тому же гетера, и у нее было множество богатых и влиятельных любовников. Правда, в отличие от других гетер, Фрина вела себя довольно скромно и никогда не раздевалась на публике. Более того, с мужчинами Фрина встречалась в полной темноте, что очень нравилось влиятельным любовникам.

Гетера – лучший прототип

Проблемы у Праксителя и его натурщицы возникли из-за оратора Ефрия. Он обратился в суд, обвинив в том, что для изображения богини скульптор использовал в качестве образца тело гетеры. Над Праксителем нависло обвинение в богохульстве, но положение спас его знакомый — адвокат Гиперид. На суде хитрый юрист внезапно сдернул с Фрины одеяния, и женщина впервые предстала перед публикой обнаженной. Гиперид спросил у членов ареопага, не прекрасно ли это тело и кто еще смог бы позировать для статуи богини, как не гетера Фрина?

Судьи были поражены гармоничной, по тем меркам, фигурой женщины и согласились с доводами адвоката. Пракситель был полностью оправдан, а его слава стала еще более громкой. От заказчиков не было отбоя, все норовили заказать у мастера именно обнаженную женскую фигуру с идеальными формами.
Получила свою долю славы и Фрина, причем ее известность едва ли не превзошла популярность скульптора. Гетера стала еще более востребована и сказочно разбогатела. Ее влиятельность в обществе была так высока, что женщина осмелилась даже бросить вызов самому Александру Македонскому. Когда царь и полководец взял приступом Фивы и затем в назидание строптивым жителям разрушил их стены, Фрина предложила восстановить укрепления за свой счет. Единственным требованием тщеславной женщины было лишь размещение над главными воротами города таблички с таким текстом: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Но горожане оказались гордыми, чтобы взять деньги у гетеры, и обошлись своими силами.

Но Фрина особо не расстроилась — к этому моменту она стала настолько популярной, что ей доверяли изображать саму богиню красоты в ежегодной церемонии. Фрина в образе Афродиты выходила на пляж и в чем мать родила, купалась в морских волнах под восхищенными взглядами тысяч эллинов. Этот обряд символизировал возвращение богини целомудрия, и считалось, что в момент погружения в волны Фрина на время превращается в саму Афродиту.

Кощунственная страсть

Неожиданной оказалась и судьба скандальной скульптуры, полюбившейся жителям и гостям Книда. Нужно сказать, что эллины никогда не оставляли статуи без декора и искусно раскрашивали их, стараясь придать максимальное сходство с живым человеком. Также была покрыта росписью и Афродита Книдская, которую, говорят, сложно было отличить от живой женщины, взобравшейся на пьедестал.

Один из паломников влюбился в мраморную фигуру и целыми днями не отходил от нее. Однажды ночью, воспользовавшись моментом, озабоченный поклонник взобрался на постамент и, как мог, совокупился с Афродитой. После этого, осознав всю тяжесть своего кощунственного поступка, он в панике бежал и, говорят, бросился со скалы в море. Поутру смотрители и первые посетители храма увидели следы преступления. Вот как рассказывает об этом греческий писатель Лукиан из Самосаты, случайно оказавшийся одним из первых на месте преступления: «Наутро мы обнаружили следы любовного общения, и замеченное пятно осталось на мраморе, на теле богини, изобличая совершенное насилие. А сам юноша? Народная молва гласит, что он или в пропасть бросился, или — в морские волны… Словом, юноша исчез бесследно».

Но серьезных повреждений мраморная копия гетеры Фрины не получила, ее подновили краской и обеспечили охраной. Она очень долго украшала собой книдский храм, пока не была перевезена в Константинополь — столицу Византийской империи. К сожалению, Афродита Книдская недолго услаждала взор горожан — она погибла во время одной из осад города в пламени пожара. К счастью, к тому времени со скульптуры были сняты десятки копий, многие из которых было невозможно отличить от оригинала. Благодаря этим виртуозным подделкам мы можем сегодня оценить мастерство Праксителя и красоту Фрины.

Источник — bigpicture.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version