Знаменитому актеру исполнилось бы 95 лет
Спартак Мишулин говорил, что из сотни работ, входящих в его фильмографию, публика навскидку вспомнит только «Белое солнце пустыни» (реплика Саида «Стреляли…» ушла в народ), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и «Кабачок «13 стульев». Но он исполнил завет Константина Станиславского, считавшего, что каждый актер хотя бы один раз должен сыграть так, чтобы им восхищались.
Решил, что в артшколе готовят артистов
Спартак Мишулин родился 22 октября 1926 года в Москве. Родного отца Спартак Васильевич ни разу не видел, так как мать забеременела в гражданском браке (как утверждал сам Мишулин, его отцом мог быть писатель Александр Фадеев). Новорожденного Спартака мать отдала в детдом, но через два года его забрал дядя — ректор Академии общественных наук. Имя Спартак новорожденному дал именно он. Дядя писал работы по истории Древнего Рима и из гладиаторов больше всех любил Спартака и Аристоника. Так как Мишулин родился первым, дядя отдал ему имя Спартак, а своего сына позднее нарёк Аристоником. А отчество – Васильевич — было дедушкино.
Во время войны семью отправили в эвакуацию. Окончив 7-летнюю школу, Мишулин, с ранних лет увлеченный театром, увидел объявление о наборе мальчиков в артспецшколу в Анжеро-Судженске. Почему он решил, что сокращение расшифровывается как специальная школа артистов, Спартак и сам не смог объяснить.
Как бы там ни было, он в течение нескольких лет вместо актерского мастерства изучал артиллерийские тактики, хотя в училище удалось заняться любительским театром: «Однажды мне поручили организовать праздничный концерт. Я осуществил ночную вылазку за лампами в судженский очаг культуры — решил на время концерта их позаимствовать, а потом вернуть обратно. Воровство ламп понравилось, но попался снова». В итоге Спартак Васильевич за кражу был осужден на полтора года.
Путь на сцену
В колонии Спартак чуть было не лишился жизни, когда уснул в борозде и не услышал, что на него наезжает трактор. А еще Спартак Васильевич участвовал в самодеятельности и после освобождения устроился заведующим клубом в деревне Брусово – по приглашению одного из сидевших с ним. Но дядя снова сыграл значимую роль в судьбе племянника. Он не только разыскал парня, но и забрал в Москву, где тот попробовал поступить в училище при театре имени Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). На экзамене Спартак продекламировал стихотворение Алексея Апухтина и получил жесткий вердикт: Мишулина и близко нельзя подпускать к сцене.
Любопытно, что уже через 5 лет ректор Борис Захава будет писать восторженные статьи по поводу игры молодого актера омского драмтеатра, так и не догадавшись, что это тот самый забракованный им абитуриент. Тогда Спартак Мишулин переехал в Калинин и окончил театральную студию при местном драматическом театре. В 1960 его пригласили несколько московских театров, и актер выбрал Театр сатиры, в котором прослужил беспрерывно 45 лет.
Пан Директор из «Кабачка «13 стульев»» — телевизионная роль, принёсшая актеру широкую популярность. Именно во время съёмок очередной программы он также познакомился со своей будущей женой Валентиной: она была монтажёром программы «Время» и работала в соседней телестудии. Пара встречалась почти 6 лет, прежде чем официально заключить брак. Отцом Спартак Васильевич стал в 54 года. Дочь Карину, которая пошла по его стопам в профессии, артист обожал и отдавал ей все свободное время.
К слову, в Театре сатиры он играл Карлсона более 40 лет! Когда его спрашивали, не надоел ли ему этот образ, он отвечал: «Я могу вернуть людям детство, особенно своим ровесникам, у которых его по-настоящему и не было из-за всевозможных войн. А разве это мало — вернуть людям детство?» Его дочь уверена: «Он был самым лучшим Карлсоном на свете, потому что прекрасно знал, что такое детское одиночество. В финале звучат такие слова: «Откройте окна настежь, чтобы я мог влететь к каждому из вас». Каждый раз у меня в горле стоял комок».
Когда в голодные 1990-е годы Мишулин пошёл подрабатывать в ларёк, торгующий водкой, ему пришлось приклеивать усы и бороду, чтобы отбиться от панибратских всхлипов: «Пан Директор!» И считал, что мужчина должен уметь заработать на жизнь в любой ситуации, а не жаловаться на безработицу или безденежье.
Последнюю роль в кино Спартак Васильевич сыграл в фильме «Ночной продавец». В конце июня 2005 года ему пришлось лечь в больницу. На госпитализации настоял директор Театра сатиры Мамед Агаев. В последнее время актёр жаловался на острые сердечные боли, нередко Мишулину после спектакля вызывали «Скорую». Врачи неоднократно советовали обследоваться, Мишулин клятвенно обещал. Но как только боль утихала, категорически отказывался от лечения — боялся подвести коллег по театру.
Дочь актера рассказывала: «Под конец жизни он много работал: антрепризы, съемки, гастроли. Страдал артритом, у него ноги отекали, но он прыгал, как ни в чем не бывало. Остановить его было невозможно. Без работы он вообще не мог обходиться. Приехав, например, в санаторий, на третий день отпрашивался у мамы: «Валюш, мне предложили вечером концерт провести, я соглашусь, ладно? Ты только не обижайся, но мне скучно». (…) Папа был и остается самым лучшим моим другом, самым любимым человеком. Между нами была невероятная связь, будто пуповина общая. Под конец его жизни я угадывала даже на расстоянии, что с ним происходит».
Спартак Васильевич планировал уже через две недели вернуться к работе, уверял всех, что ложится в больницу ненадолго, был полон планов. Операция на сердце прошла успешно. Но в послеоперационный период его состояние резко ухудшилось. 17 июля 2005 года Спартака Васильевича не стало.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам 24smi.org, C-cafe.ru, stuki-druki.com