Чтобы сыграть женщину, Дастин Хоффман репетировал акцент с Мэрил Стрип, а некоторые манеры взял от своей матери
В Голливуде 1980-е годы были эпохой мужественных героев – Харрисона Форда, Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера. Однако Дастин Хоффман нарушил этот тренд. Вместо того чтобы стать мужественнее, он стал женственнее – и сыграл главную женскую роль в умном и уморительном фильме «Тутси», премьера которого состоялась в декабре 1982 года.
Давайте вспомним, о чем этот фильм. Актёр-неудачник Майкл Дорси отчаянно ищет хорошую работу в шоу-бизнесе. Но никто не хочет с ним связываться из-за его чрезмерной притязательности и склонности критиковать режиссёров. И вот однажды Майкл узнает, что некая молодая актриса не смогла получить роль в сериале, и у него появляется безумная идея: а что, если он, тщательно загримировавшись и переодевшись в женщину, предложит себя на эту роль? И затея удаётся! Более того, новоиспечённая «актриса» Дороти Майклз, властная и энергичная, настолько понравилась продюсерам, что с ней был заключён контракт на целый сезон. Далее следует оглушительный успех у зрителей, Дороти попадает на обложки лучших изданий США. Майкл, который всего лишь хотел устроиться на временную работу, вынужден задержаться в сериале на многие месяцы…
Как искали сюжет
«Тутси» относится к фильмам 1980-х, но разработка этого проекта началась десятилетием раньше – во времена, когда вошли в западную моду обсуждения транссексуалов и трансвеститов. Показательно, что «Тутси» родилась из соединения двух проектов, которые были придуманы независимо друг от друга. Кроме того, в 1982 году также вышла музыкальная комедия Блейка Эдвардса «Виктор/Виктория» со схожим сюжетом.
Автором замысла «Тутси» был драматург и сценарист Дон Магуайр. В начале 1970-х он сочинил комическую пьесу «Как я могу вам соврать?» В ней тоже рассказывалось о безработном актере, который переодевался в женщину, чтобы получить женскую роль. Драматург несколько лет пытался «сосватать» свое произведение, но не смог заинтересовать ни одну голливудскую студию. Наконец, в 1978 году «Как я могу вам соврать?» привлекла внимание эстрадного и экранного комика Бадди Хакетта, известного по роли в комедии Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный мир». По возрасту и по комплекции Хакетт не подходил на главную роль, но он показал пьесу своему знакомому продюсеру Чарльзу Эвансу.
Эванс был талантливым и непоседливым бизнесменом, который к тому времени уже создал два преуспевающих предприятия. Сперва он добился успеха в мире моды, начав выпускать женские юбки с застежками на молнии, а затем заработал еще большие деньги на строительстве коммерческой недвижимости. После этого Эванс обратил внимание на кинобизнес, где был заметной фигурой его младший брат Роберт. Роберт Эванс возглавлял компанию Paramount Pictures на рубеже 1960-х и 1970-х, и тогда были созданы такие знаменитые ленты, как «Ребенок Розмари», «Крестный отец», «Любовная история», «Чайна-таун», «Серпико» и многие другие. Решив, что может повторить достижения брата, Чарльз Эванс провозгласил себя независимым продюсером и начал искать материал для своего первого кинопроекта. Тогда-то ему и подвернулась под руку «Как я могу вам соврать?» Эвансу пьеса показалась смешной, и он занялся сочинением сценария – в соавторстве с режиссером удачной детективной ленты 1975 года «Прощай, моя красавица» Диком Ричардсом и сценаристом Робертом Кауфманом.
Тем временем Дастин Хоффман разрабатывал собственный проект о переодевании. В середине 1970-х американские СМИ раздули историю Рене Ричардс. Будучи от рождения мужчиной и занимаясь теннисом, он хирургически сменил пол на женский и через суд добился права участвовать в женских соревнованиях. В 1977 году Ричардс дошла до парного финала US Open, где вместе со своей партнершей проиграла паре с участием Мартины Навратиловой. В то время Рене уже было за 30 лет. Позднее Ричардс стала тренером Навратиловой и привела легендарную чешскую теннисистку к двум победам в Уимблдоне.
История Ричардс впечатлила Хоффмана и его близкого друга, театрального драматурга Мюррея Шизгала. После череды таких успешных и прославленных картин, как «Выпускник», «Полуночный ковбой», «Маленький большой человек», «Соломенные псы», «Ленни», «Вся президентская рать» и «Марафонец», Хоффман был буквально нарасхват, и он уже мог позволить себе сниматься не ради заработка. Обожающий перевоплощаться актер-перфекционист искал роли, которые стали бы для него профессиональным вызовом. Дастин решил, что не будет ждать милости от продюсеров, а вместе с Шизгалом сочинит сценарий о теннисисте, который переодевается женщиной, чтобы участвовать в женских соревнованиях. Да, голливудские звезды-мужчины к тому времени не раз играли героев, переодетых женщинами, – хотя бы в классической комедии «В джазе только девушки». Но Хоффман считал, что сможет правдоподобнее всех сыграть такую роль. И ему было интересно попытаться привнести что-то новое – не только комедийное, но и драматичное – в образ, известный со времен древнегреческого театра, когда женские роли исполнялись мужчинами, поскольку женщины не имели права выступать на сцене.
Почему назвали «Тутси»?
Несмотря на свой энтузиазм, Хоффман вскоре понял, что сценарий не вытанцовывается. История Рене Ричардс была попыткой хирургического превращения в женщину, хотя биологию обмануть сложно, и дальнейших усилий утвердиться в женском качестве. Если же речь шла о мужчине, который переодевается женщиной и участвует в женском турнире, то такого персонажа-обманщика невозможно сделать заслуживающим сочувствия. Ведь у тренированных мужчин всегда есть преимущество перед тренированными женщинами в тех видах спорта, которые требуют физической силы.
И вот, Хоффман случайно узнал о проекте «Как я могу вам соврать?». И понял, что у конкурентов сюжет куда лучше. Ведь все знают, как трудно найти хорошую работу даже талантливому актеру. Поэтому нет ничего предосудительного в том, что доведенный до отчаяния артист выигрывает кастинг на женскую роль, придя на прослушивание в женском облике. Кроме того, в шкуру такого героя Хоффману не нужно было долго и мучительно влезать. Он сам был актером, который годами пробивался к успеху (он сыграл в своем первом хите «Выпускник», когда ему было 30 лет). Так что он мог не только сыграть роль, расписанную в сценарии, но и добавить в образ много собственных переживаний.
Интерес Хоффмана был столь значимой новостью, что Эванс отказался от собственных сценаристских амбиций. Хоффман потребовал полный художественный контроль над проектом, и Эванс предоставил его, заняв кресло продюсера. Основным сценаристом стал Мюррей Шизгал. А вкладом Шизгала в проект стало превращение главного героя Майкла Дорси в почти точную копию Дастина Хоффмана. С тем отличием, что Дорси был неудачником, и никто не потакал его перфекционизму и приверженности к методу Станиславского (то есть, к внутреннему переживанию роли, а не к простому исполнению). Наоборот, Дорси никто не хочет брать на работу, потому что он слишком самоуверен. И Дорси проще переодеться женщиной и ею назваться, чем признать, что он неправ, когда, например, настаивает, что помидор в рекламе не может встать и пойти, поскольку у томатов нет ног. Также Дорси – изрядный ловелас, каким был Хоффман до того, как впервые женился.
А откуда взялось новое название проекта? И здесь есть «частичка» Хоффмана – он вспомнил, что мама называла его в детстве «тутси-вутси». Само по себе слово «тутси» означает «милашка, милочка», но в Америке оно также может быть эвфемизмом для слов «проститутка» и «вагина». Вероятно, актер нашел это прозвище подходящим для героини.
Уговорили Мюррея и Поллака
В 1981 году студия Columbia Pictures, которая к тому времени решила финансировать и прокатывать картину, ввела в проект режиссера Сидни Поллака. Постановщик поначалу видел в «Тутси» лишь «одну-единственную шутку, растянутую на целый фильм». Специальностью Поллака были триллеры и драмы, и он не видел в «Тутси» интересной драматической линии, которая могла бы его заинтересовать и увлечь. Поэтому он согласился работать над лентой лишь на том условии, что ему позволят ее переосмыслить и сделать более драматичной. Конечно, с сохранением жанра и юмора.
Проработкой сценария занялся и Ларри Гелбарт, соавтор знаменитого комедийного телешоу 1970-х «МЭШ» (или «Чертовая служба в госпитале МЭШ»). Авторы сформулировали главную сюжетную идею ленты – перевоплощение в женщину помогает герою стать лучшим мужчиной. То есть, более нежным, более вдумчивым, более заботливым человеком, который думает не только о себе и своих ценностях и идеалах. В сущности, Майкл превращается из мальчика в мужчину, когда становится Дороти и учится смотреть на мир с чужой точки зрения. И это, среди прочего, открывает ему дорогу к серьезным романтическим отношениям, в то время как прежде он довольствовался лишь короткими интрижками.
Новый подход к материалу означал более активное участие в сюжете представительниц прекрасного пола. Поэтому привлекли к сочинению сценария Элейн Мэй. Работая над «Тутси», она не только сочинила реплики и сюжетные линии двух главных героинь, но и усложнила сюжет ленты. Мэй ввела в сценарий дополнительные житейские сложности для главного героя, который скрывает от большинства людей, что ведет двойную жизнь. Все смешнее и нелепее становятся переделки, в которые он попадает, и тем сложнее ему выпутываться из паутины лжи, которую он сам же и сплел. Также Мэй настояла на введении в сюжет соседа Майкла по квартире, так как герою нужен был кто-то, с кем он мог обсудить все свои проблемы. Не на зеркало же ему кричать от страха, что обман раскроется!
И всё-таки Поллак и Хоффман не были уверены, что текст сценария отполирован до совершенства. Поэтому на всем протяжении съемок они продолжали собственноручно дорабатывать сценарий. Каждый съемочный день начинался с ссоры, поскольку соавторы пытались навязать друг другу свое видение намеченных для съемки сцен. Самые длинные ссоры были по понедельникам, поскольку на выходных было больше времени для размышлений. По заверениям Поллака, Хоффман обычно соглашался на решение режиссера. Однако, некоторые сцены актер сам придумал и поставил. Например, сцену, в которой Дорси занимается со своими студентами (герой подрабатывает преподавателем актерского мастерства). В этой сцене снялись актеры курсов, где некогда учился Хоффман.
Правда, Хоффман принял в штыки идею, что Майкл должен делить квартиру с другим мужчиной, дескать, он бы не ужился с ним. Когда же его убедили, что позарез нужен сосед по имени Джефф – неудачливый драматург, пьесу которого Майкл мечтает поставить, – то Хоффман, незадолго до этого познакомившийся с комиком Биллом Мюрреем, решил, что смог бы ужиться с кем-то вроде Мюррея. Так Мюррей получил роль Джеффа.
Когда Майкл перевоплощается в женщину, он нанимается в мыльную оперу — сериал «Юго-западный госпиталь». Почему режиссеры «Тутси» отправили героя именно в мыльную оперу? Во-первых, это отличный объект для добродушного высмеивания. Во-вторых, мыльная опера может прославить героя задолго до завершения его участия в проекте. Наконец, в мыльных операх бывают эпизоды, которые разыгрываются в прямом эфире. А это отличная возможность для финального саморазоблачения, когда уставший от лжи Майкл показывает, что все это время был мужчиной.
А в самом начале съемок герой знакомится с молодой актрисой Джули, которая вскоре становится хорошей подругой для Дороти и объектом сперва вожделения, а затем и искренней страсти для Майкла. На эту роль нужна была девушка, в которую можно было влюбиться буквально с одного взгляда. Пригласили красавицу Джессику Лэнг, ранее сыгравшую главную героиню в «Кинг-Конге» 1976 года, которая очаровала гигантскую обезьяну. Хотя актриса не была уверена, что ей стоит играть легкую, почти ромкомную роль после тяжелой драмы «Фрэнсис», где она изображала мучения женщины в садистской психбольнице. Зато потом Лэнг была очень благодарна Поллаку за то, что тот убедил ее сняться в «Тутси».
Роль аморального и туповатого режиссера Рона получил характерный актер Дэбни Коулман. Изначально Коулман был нанят на роль агента Джорджа, который объясняет Майклу, что с ним никто не хочет работать. Но Хоффман полагал, что эти слова должен сказать кто-то более авторитетный – а именно сам режиссер фильма Сидни Поллак. Он умел играть, но давно не появлялся в кадре и долго отказывался от роли Джорджа. Хоффман уломал Поллака лишь тогда, когда начал каждый день присылать ему дюжину роз с лестной запиской от Дороти. А Коулман позаимствовал у Поллака некоторые жесты и манеры, чтобы быть более правдоподобным экранным режиссером.
Вообще, Дороти оказывается очень убедительной женщиной средних лет, у нее появляются два пожилых ухажера – коллега-актер и вдовый отец Джули. Их в фильме сыграли Чарльз Дернинг из «Аферы» и будущий комендант из «Полицейской академии» Джордж Гейнс. Будущая звезда, а в то время модель Джина Дэвис дебютировала на экране в роли молодой актрисы (Дэвис так понравилась Поллаку, что ее роль была существенно расширена по ходу съемок), а будущий злодей «Пилы» Тобин Белл снялся в эпизодической роли официанта.
Неповторимая женская краса
Технической проблемой ленты было перевоплощение Хоффмана в Дороти. Актер говорил, что не сможет сниматься, если не станет правдоподобной женщиной. Поэтому гримерам и костюмерам пришлось изрядно потрудиться. Конечно, Хоффман не был двухметровым здоровяком, которому не помог бы никакой грим. Но у него было достаточно явно мужских черт, вроде толстой шеи, большого носа, крупных зубов и быстро растущих волос на лице. Отчасти все это было скрыто гримом, отчасти – консервативными нарядами (полностью закрытое тело, высокие воротники, шарфы, большие очки). Из-за того, что у Хоффмана быстро пробивалась борода, он мог сниматься лишь в течение трех-четырех часов после тщательнейшего бритья. Образ Дороти был отчасти вдохновлен манерами матери актера.
Отдельной проблемой был голос Дороти. Хоффман не хотел говорить явно фальшивым фальцетом. Поэтому он проконсультировался с экспертами Колумбийского университета и с их помощью подобрал тембр и интонацию речи, которые казались скорее женскими, чем мужскими. Попутно он обнаружил, что правдоподобнее всего говорит как женщина, когда имитирует акцент южных штатов. Чтобы «южность» Дороти была достоверной, Хоффман репетировал с комедийной актрисой Полли Холлидей, уроженкой штата Алабама. Они на пару разыгрывали женские сцены из пьесы «Трамвай «Желание». Происходило это в квартире Хоффмана, и судьей мини-спектаклей была Мэрил Стрип, бывшая партнерша Хоффмана по семейной драме «Крамер против Крамера». Кстати, работа над «Крамер против Крамера» была одной из причин того, почему Хоффман с жаром трудился над «Тутси». В «Крамере» он сыграл мужчину, который вынужденно заменяет сыну обоих родителей, и это вызвало у актера интерес к женской стороне бытия.
К слову, когда гримеры и костюмеры искали для актера образ Дороти, сам Хоффман был шокирован, когда понял, что из него не могут сделать привлекательную женщину (он считал себя очень красивым мужчиной). И был вдвойне шокирован, когда убедился, что мужчины, не знающие, кто перед ними, не обращают никакого внимания на него в облике Дороти и ищут глазами кого-нибудь вроде красотки Джессики Лэнг. Потом Хоффман признавался, что расплакался, когда впервые в жизни осознал, как важно для женщины в Голливуде быть привлекательной. Зато в облике Дороти актер мог водить за нос людей, которые хорошо его знали. Так, однажды он провел Джона Войта, отца Анджелины Джоли и напарника Хоффмана по драме «Полуночный ковбой». Как и другие мужчины, Войт попросту не вгляделся в лицо женщины, которая не казалась ему красивой.
А чтобы довести свою игру до совершенства, Хоффман консультировался с голливудскими трансвеститами, которые не только выступали на сцене в женском облике, но и выходили в таком виде на улицу. Хоффман тоже время от времени прогуливался в общественных местах в образе Дороти, чтобы вжиться в роль. А еще он почти выучил наизусть французскую комедию «Клетка для чудаков», в которой гей-пара изображает мужа и жену, чтобы не опозорить сына перед родителями невесты.
Комедию снимали по законам драмы
Не будучи мастером комедий, Сидни Поллак очень боялся снять фальшивую, наигранную ленту, которая бы не увлекала зрителей. Поэтому картина создавалась по законам драматичных съемок, и на площадке никто не смеялся. Все актеры проживали жизни персонажей как цепь драматичных ситуаций в жизни реальных людей. «Тутси» стала комедией лишь после монтажа, когда актеры взглянули на своих героев со стороны. Только тогда участники съемок осознали, какое смешное кино они сняли под руководством Поллака. Вскоре это поняли и зрители.
Из-за многократного переписывания сценария «Тутси» вышла в прокат много позже, чем планировала студия, но рождественский релиз 17 декабря 1982 года стал для Paramount отличным подарком. Обойдясь в 21 миллион долларов (проволочки изрядно раздули бюджет), лента заработала 177 миллионов. Лишь спилберговский «Инопланетянин» собрал больше «Тутси» в американском прокате, и догнать фильм Поллака не смогли даже такие известные ленты, как «Полтергейст», «Рокки 3» и «Звездный путь 2: гнев Хана».
В 1983 году лента была номинирована на 10 «Оскаров». На статуэтки претендовали продюсеры фильма, режиссер, Дастин Хоффман, соавторы сценария… В итоге награду унесла домой лишь Джессика Лэнг, получившая «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Было немного странно видеть, что столь замечательное кино, единодушно одобренное публикой и критикой, не было усыпано наградами. Но эпический по размаху и политический по значению «Ганди» — фильм о жизни Махатмы Ганди — не мог проиграть «какой-то комедии». Пусть даже умной, остроумной и отлично разыгранной. Время расставило все по своим местам. «Ганди» сейчас вспоминают лишь тогда, когда обсуждают карьеры его создателей. «Тутси» же до сих пор считается одним из величайших достижений голливудских комедиографов.
Источник: «Культурная столица»