Литовский актер Юозас Будрайтис представил выставку своих фотографий «Мой Париж». Снимки сделаны в далеком 1979 году, когда Юозас Станиславас снимался в фильме Льва Кулиджанова.
— Скажите, почему такое название — «Мой Париж»?
— Мой Париж, потому что я его так увидел. Я по сути своей человек путешествующий, а иногда даже и слоняющийся. (Смеется.) Где бы ни бывал, все время ношу с собой фотоаппарат. Когда снимался в фильме, то имел возможность в перерыве между съемками гулять по городу. Попадал в среду, где, не понимая ни одного слова по-французски, кроме «мерси», мог уловить мгновения, которые меня волновали. Надо сказать, что Париж характерен своими магазинами, пассажами, витринами. Дух столицы Франции и парижская «пассажность» не могли оставить меня равнодушным. У меня много фотографий, на которых люди с увлечением рассматривают красивые витрины. Меня тогда привлекали их лица, и сейчас, спустя много лет, волнует, когда они смотрят на меня с фотографий.
— А что вас, кроме витрин, еще поразило?
— Поразила доброжелательность и беззаботность парижан. Я много «щелкал» их улыбающиеся лица, и никто не обижался. Французы в основном приветливые и позитивные люди. Таким я Париж и запомнил.
— А французская кухня вам пришлась по душе?
— Конечно, пришлась.
— У вас не возникло желания остаться во Франции?
— Мне предлагали остаться в Париже. И тогда бы моя жизнь круто изменилась. Я очень люблю книгу американского писателя Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже «Праздник, который всегда с тобой». Но, с другой стороны, стать беженцем… Для меня это было бы душевно не приемлемо. Я мог бы остаться во Франции, как-то устроить там свою жизнь, но у каждого человека свои воззрения, которыми ему неприятно поступаться. Я сделал выбор: чтобы моя судьба складывалась в контексте судьбы моей страны.
— Почему вы не напишете автобиографическую книгу? Ведь у вас такая интересная творческая жизнь.
— Меня уговаривают садиться и писать, но мне кажется, что в этом есть некий нарциссизм. Зачем себя выпячивать, пиарить, для этого есть прекрасные фильмы, снятые талантливыми режиссерами. Садитесь и смотрите. Там вся моя биография.
— Многие зрительницы очень любят фильм «Опасный возраст», в котором вы сыграли человека с необычной профессией, суть которой — различать и классифицировать запахи. А у вас какие воспоминания об этой картине?
— Воспоминания самые приятные. Мы прекрасно сработались с Алисой Фрейндлих, и фильм действительно получился замечательный. И мне кажется, что он и сегодня актуальный. Почему-то многие зрительницы запомнили момент, где я на свидании дарил героине фильма в исполнении Жанны Болотовой букет из сухой полыни, мяты и дикой гвоздики. Соглашусь, что не совсем обычный образ. А вообще, я и в жизни не люблю дарить традиционные цветы, типа роз или гвоздик. Люблю преподнести что-то оригинальное, то, чего женщина раньше не получала. И мне нравится видеть изумленные глаза.
— А почему вы сейчас так мало снимаетесь?
— Чаще всего мне приходилось играть «великих молчальников», которые хорошо и красноречиво молчат на экране. Иногда давали такие роли, где вообще надо очень мало говорить, а однажды предложили сыграть роль директора зоопарка. Весь фильм персонаж разговаривает только с птицами. Мне это показалось чересчур, и я отказался. (Снова смеется.) Наверное, для меня ролей в современном кинематографе не осталось, у меня своеобразный типаж… Раньше приходилось играть в основном французов, англичан, американских миллионеров. На меня надевали элегантные костюмы, галстуки, шляпы, и мне казалось, что состоятельные иностранцы так и выглядят в жизни. А когда я начал путешествовать по Европе, то почему-то встречал миллионеров в потрепанных джинсах, майках, кроссовках. Пришло другое время, пришли другие герои. И с этим надо согласиться. Сейчас в основном занимаюсь выставками своих фоторабот. Много езжу, встречаюсь и общаюсь с людьми.
Наступает красивая весна, давайте радоваться и смотреть на все проблемы с оптимизмом.
Анжела Якубовская, http://gazetauzao.ru