Его могли построить мореплаватели, пришедшие из Полинезии
Археологический комплекс Чан-Чан, крупнейший глинобитный город мира, расположен в долине Моче, на берегу Тихого океана, в 5 км от города Трухильо и в 550 км от Лимы. Древние постройки занимают площадь свыше 14 кв. км. На это чудо древнего мира приезжают посмотреть тысячи туристов.
Глинобитный город закрывают специальными навесами. Фото earth-hronicles.ru
Чан-Чан – столица могущественного и богатого, технически развитого царства Чимор культуры чиму (1100—1470 гг.). Город был построен во второй половине IX в. и особенно процветал с XIII по XV ст. Максимальное количество жителей составляло свыше 30 тыс., а по некоторым данным, в период расцвета в городе могло жить до 100 тыс. человек. С языка чиму, согласно транскрипциям, составленным испанскими хронистами, Чан-Чан переводится как «Большое солнце» или «Сверкающее солнце». Таким образом, практически не возникает сомнений, что название города, так или иначе, связано с культом нашего светила.
Страна жителей Пацифиды?
Возникает вопрос, кто же был основателем города. По местным легендам, первым сюда на бальсовых плотах прибыл полинезиец Тайканамо со своей свитой и женами с детьми. Известный учёный, новозеландец Те Ранги Хироа, в своём труде «Мореплаватели солнечного восхода» приводит карту плаваний древних полинезийцев. На карте один из маршрутов утыкается как раз в побережье, где стоял Чан-Чан. До него норвежский мореплаватель Тур Хейердал своим знаменитым походом на бальсовом плоту «Кон-Тики» в 1947 г. доказал, что жители Полинезии и индейцы Южной Америки могли иметь между собой контакты. Правда, это пока лишь теория. Весомых доказательств того, что предки индейцев чиму являются выходцами с полинезийских островов, не найдено.
По более экзотической версии, столицу Чимора построили жители мифического материка Пацифида. Ее еще именуют «тихоокеанской Атлантидой и располагают в районе подводного Восточно-Тихоокеанского хребта (на одной из его вершин находится остров Пасхи). После гибели Пацифиды где-то 5-6 тыс. лет назад уцелевшие после катастрофы устремились к берегам Южной Америки в поисках нового пристанища. Но в этом случае история Чан-Чана и остальных объектов должна быть гораздо древнее, чем прослеживается по археологическим данным.
В поисках сокровищ
Когда в конце XV в. (1470 г.) пришли завоеватели-инки, они не смогли взять Чан-Чан военным путем. Поэтому нападающие соорудили дамбу, для того чтобы повернуть реку, на которой стоял город, в другом направлении. Лишь нехватка воды заставила осажденных сдаться на милость победителям.
После завоевания инками столица Чимора стала терять свое значение. Однако разрушили и разграбили его не инки, которые больше стремились к расширению своей империи, чем к богатству. Уникальный комплекс погубили испанские конкистадоры. После их прихода от всей культуры чиму мало что осталось. Дело в том, что в период властвования испанской короны Чан-Чан был излюбленным полигоном мародерских раскопок, поскольку среди европейских захватчиков бытовало мнение, согласно которому в толще глиняных стен дворцов и в пирамидах сокрыты несметные сокровища. Сегодня от некогда великого города сохранились лишь огромные площади с обветшалыми домами из самана и руины культовых сооружений.
Дворцы и пирамиды
При строительстве города мастера использовали материалы, наиболее доступные в регионе. Самым распространенным был саман – глинистый грунт, иногда смешанный с тоторо (разновидность камыша). Стены дворцов — мощные кладки из необожженного кирпича, воздвигнутые на каменном фундаменте. В строительстве жилых секторов, пандусов, платформ были использованы битые необожженные кирпичи и смешанные с глиной строительные отходы. Поскольку Чан-Чан расположен в засушливом регионе страны, древесины при строительстве использовали мало. В основном, из нее делали столбы, колонны и притолоки. Крыши крыли плетеной соломой.
Город функционально делился на две части — центр и периферию. Центр занимал территорию примерно в 6 кв. км и включал три типа построек: обнесенные стенами площадки, которые также называют цитаделями или дворцами; усеченные пирамиды, а также вспомогательные постройки. Периферия города была занята пахотными землями, фруктовыми садами, кладбищами, а также хозяйственными и сельскохозяйственными постройками: зернохранилищами, складами, ирригационной системой.
Центр образуют 9 основных дворцов. Все они ориентированы с севера на юг, все имеют один единственный вход, расположенный в северной стене. Такая организация позволяла держать под контролем приход и уход «гостей». Внутреннее пространство каждого дворца разделено на три сектора: северный, центральный и южный. В центральном располагалась «Погребальная платформа» — маленькая пирамида с усеченной вершиной. В сакральном сооружении находил упокоение господин каждой из цитаделей. Хозяина хоронили в сопровождении слуг, жен, наложниц, а также снабжали всем необходимым для жизни имуществом. Именно этот сектор вызывал наибольший интерес у испанских конкистадоров.
Дворец Тсшуди или Центральный Дом, самый известный из глинобитных дворцов Чан-Чана, был возведен примерно, в 1400 г. Комплекс был посвящен богу моря Ни, что отчетливо прослеживается в украшениях морской тематики. Важной достопримечательностью дворца является церемониальный бассейн, расположенный в центральной части и сохранившийся до наших дней. Этот впечатляющий резервуар, видимо, был сценой церемоний, связанных с водой и плодородием.
Спасти от разрушения
В 1986 г. Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, город постепенно разрушается. Причины — ежегодные бури, которые все сильнее видоизменяют пустынные прибрежные территории, повышение уровня грунтовых вод, а также нелегальные поселения на территории археологического комплекса, наконец, разрастание города Трухильо. Из-за продолжающегося разрушения Чан-Чан был включен в Красный список объектов Всемирного наследия как объект, находящийся под угрозой уничтожения.
В наши дни ученые разных стран борются за сохранение города. Этот район постепенно восстанавливается и открыт для посещения туристов. Здесь можно увидеть некоторые праздничные залы с роскошными орнаментами. До 1998 г. саманные сооружения покрывали специальной глазурью, защищавшей их от осадков. Однако в последние годы она не спасает, и было необходимо построить стальные леса, чтобы древние сооружения не размыло. В 2014 г. работы по строительству защитных навесов завершили. Перуанские власти прилагают все усилия, чтобы глиняное чудо страны сохранилось на долгие годы.
По материалам http://earth-chronicles.ru