О чем просят в молитвах святую из города на Неве, и кому она помогает.
Православная церковь 6 февраля вспоминает святую Ксению Петербургскую. Ее история — продолжение раннехристианских традиций нестяжательства, когда человек оставляет земные блага и уходит «Христа молить» — за себя и за нас всех.
Поворот
В один из дней в середине XVIII века в Петербурге хоронили придворного певчего, звать — Андрей Федорович. Был он не стар, и смерть его случилась неожиданно. Стал певчий у клироса, набрал в грудь воздуха для богоугодных песнопений, да и пал замертво.
Босая за гробом шла молодая вдова. Звали ее Ксенией, и было ей 25 лет. И, когда опустили гроб в землю, девушка развернулась и оглядела пришедших. И вдруг произнесла: «Нет больше Ксении. Умерла. Зовите меня теперь Андрей Федорович».
«Помутилась!» — ахнули в толпе. А родные решили: девка погорюет-погорюет, да и перестанет, время ее вылечит. Однако наутро их ждало новое открытие: заглянули к Ксении в комнату, а там пусто! Ушла! Да в чем! Не в своей одежде, а в мужнином мундире.
Так рассказывает житие святой Ксении о начале ее подвижнического пути. Вероятно, считают историки, первые такие сказания появились уже при ее жизни. Известно, что Ксения родилась в Петербурге в промежутке между 1719 и 1730 годами, что отцом ее был человек по имени Григорий (ни отчества, ни звания предание не сохранило), а мужем — уже упомянутый Андрей Федорович. Придворный певчий, имевший звание полковника, он носил красно-зеленый мундир, сообщает житие. Этим двум цветам Ксения будет отдавать предпочтение всю жизнь. Когда сносится мужнина форма, когда люди понесут ей одежду, она будет брать только красные и зеленые юбки и кофточки — в память о супруге.
Авторы житийных рассказов полагают: назваться именем мужа Ксению вынудил тот факт, что тот скончался внезапно, не успев покаяться в грехах. Взяв его имя, молодая вдова надеялась «замолить» имя мужа — своей жизнью, лишенной всякой роскоши, полной лишений, сделать так, чтобы ему на небесах было хорошо.
Сила
Вскоре Ксения стала раздавать свои вещи — эти напоминания о прошлой жизни оказались ей более не нужны. И однажды вместе с вещами отдала ключи от дома. Родственники воспротивились, обратились к начальству умершего мужа, потребовали признать ее сумасшедшей и вернуть дом. Но начальство, вызвав Ксению на разговор, пришло к выводу: она находится в здравом рассудке. Ее решение осталось в силе.
Все свое время женщина проводила на улице. Оборванная и голодная, она, тем не менее, всегда отказывалась от милостыни. А если и брала копеечку, говорит житие, тот тут же отдавала ее другому нищему. Она по-прежнему отзывалась только на имя Андрей Федорович.
Таких людей называли словом «блаженный». Им же именовали и особую категорию святых: аскетов, «стяжавших евангельские блаженства». Однако в обиходе эпитет «блаженный» часто употребляли еще как синоним слова «юродивый». Оно значило, что человек не от мира сего — странный, порой кажущийся сумасшедшим.
О том, что уход Ксении был намеренным выбором в пользу веры, а не следствием помутнения разума, люди стали узнавать постепенно. Сначала рабочие при строительстве новой церкви заметили: кто-то по ночам в помощь им затаскивает наверх целые горы кирпича. Однажды остались караулить и увидели блаженную Ксению. Затем она предсказала кончину одной женщины и удачное замужество другой. По Петербургу поползли слухи: нищенка, которая ходила в мужском платье, может видеть будущее. Тогда к ней потянулись люди.
Житие говорит: те, к кому блаженная приходила в дом, исцелялись и преуспевали в делах. Те, у кого она принимала подаяние (чтобы сразу же отдать его другим), получали хорошие новости. Те, кому отказывала, оказывались людьми плохими и жестокими — правда об их делах скоро становилась общеизвестной.
Сидя однажды в гостях, она сказала хозяйке дома: «Иди на Смоленское кладбище! Там Бог послал тебе сына». Хозяйка удивилась, но вняла совету. По дороге она стала свидетельницей следующей сцены: на улице лошадь сбила беременную женщину. Та родила мальчика прямо на мостовой и скончалась. Веря словам блаженной, хозяйка взяла младенца себе — и он стал ей настоящим сыном.
Существует легенда, что петербуржцы так полюбили Ксению, что стремились всегда оберегать ее: запрещали уличным мальчишкам над ней насмехаться, отваживали пьяных. Ксения стала настоящим символом Петербурга. И, когда она умерла (исследователи полагают, что произошло это в первые годы XIX века), к ее могиле выстроилась многокилометровая очередь. Люди подходили и брали себе горстку земли, чтобы унести домой хоть что-то, связанное с ней. Предание говорит, что из-за этого могильную насыпь пришлось обустраивать несколько раз.
Прославление
На протяжении почти двух веков Ксения Петербургская оставалась народной любимицей, хотя официально и не имела статуса святой. Канонизация блаженной произошла только в 1988 году на поместном соборе. Собор, символически созванный по случаю 1000-летия крещения Руси, причислил к лику святых девятерых подвижников разных веков. В один день с блаженной Ксенией ими стали в числе прочих князь Дмитрий Донской и иконописец Андрей Рублев.
На том месте, где похоронили святую, на Смоленском кладбище в Петербурге стоит часовня. Внутри нее всегда есть паломники. Люди идут к «матушке Ксении», дабы испросить здоровья и исцеления себе и близким. А еще считается, что такое паломничество помогает молодым женщинам обзавестись потомством, поэтому их особенно много на могиле святой.
Михаил Боков, rusplt.ru