Есть в старых поговорках упоминание, звучащее как угроза: «Не ходи купаться, а то анчутка утащит». Удивительно нелепое и несколько забавное название несколько совпадает с проказливым нравом этого существа, которое по славянским поверьям является никем иным, как бесенком или чертенком.
Но в отличие от черта, анчутки не имеют целью погубить человека, а только шутят над ним по-своему, хотя эти забавы, как и водится у нечистой силы, носят далеко небезобидный характер. Эти чертенята, как и вся нежить, мгновенно реагирует на упоминание о себе и тут же появляется перед тем, кто неосторожно обронил их имя. Поэтому в народе о них старались помалкивать.
Народные предания
По былинам, однажды за анчуткой погнался волк и, настигнув его, откусил пятку. Еще у анчутки, как у черта, есть свиной пятачок и рога, рисуется как существо маленького роста, беспяточное и беспалое. Отличается это существо повышенной чумазостью и умением летать. Даже и теперь можно услышать, как в шутку чумазого ребенка называют анчуткой. Как и любой представитель нечистой силы, анчутка может менять свой внешний облик.
В деревнях часто этим бесом пугали ребятишек, когда они за обеденным столом болтали ногами или, в положении сидя, забрасывали ногу на ногу. Считалось, что таким образом на ногах катается анчутка.
Мифическая обитель
Анчутки подразделяются по месту обитания на водяных, банных и полевых. Самыми злобными считаются водяные анчутки, а сродни им по нраву — банные. Существа эти всячески вредят людям, и, если у пловца вдруг свело ноги судорогой, это анчутка схватил его, чтобы утащить на дно. Поэтому в старину всем, кто шел купаться в водоем, необходимо было иметь при себе булавку, чтобы отпугнуть озорного беса, который, как и вся нечисть, боится железа.
Банные анчутки, согласно легендам, являются детьми банника и кикиморы, и, как и их родители, не прочь «позабавиться» над людьми — ошпарить кипятком или кинуть раскаленным угольком, а то и рассудок помрачить.
Полевые анчутки обитают в каждом растении и носят название в соответствии с местом жительства — картофельники, овсяники, пшеничники…
Понятие о бесе
В понятиях «бес» — это черт, нечистая сила. Слово это у славян произошло от предлога «без», как правило, обозначающего противоположное чему-либо хорошему. Например, без совести, без чести. Считалось, что души людей, которые обладают подобными качествами, не попадают после смерти в рай, а вынуждены скитаться по земле, нарушая покой живых разнообразными выходками с целью привлечь к себе внимание. Негативные эмоции, вызванные у живых подобными проделками, являются для этих духов пищей.
В христианских представлениях бесами являются последователи сатаны. Это злые духи, противоположные ангелам, и способные на любые злобные деяния. Считается, что бесы способны вселяться в человека, и такие люди называются одержимыми. Почему это происходит?
Во-первых, бесам, в силу их проказливой натуры, интересно, вселившись в человека, испытать собственные силы, а заодно и помучить несчастного.
Второй причиной может быть своего рода тренировка для развития возможностей беса. Дело в том, что, когда человек появляется на свет, он обеспечен сильной природной защитой от всего дурного. Таким образом, чем выше ступень развития человека в духовном, энергетическом и психологическом отношении, тем сложнее бесу захватить его душу и управлять ею. Следовательно, чем больше опыта в подобных делах у беса, тем он сильнее.
Как известно, душа одержимого бесами после смерти физического тела попадает в услужение демонам и пополняет легионы ада. Это еще одна причина, по которой бесы стремятся завоевать душу человека.
Кстати, считается, что закабаленная душа может также стать бесом…
Источник — «Мир магии и волшебства» (magiyamir.ru)