Одессу недаром называют маленьким Парижем. Магазины в Одессе никогда не уступали европейским, а имена их владельцев были известны по всей стране и за ее пределами.
От мальчика на побегушках до владельца магазина
Торговля в Одессе стала развиваться вместе с появлением первых одесситов. В 1833 году в городе был открыт первый универсальный магазин, владельцем которого стал купец 1-й гильдии Вильям Вагнер. Сначала «Английский магазин Вильяма Вагнера» находился на Ришельевской, а затем переехал на Дерибасовскую улицу и превратился в торговый дом. Здесь можно было купить практически любые товары отечественного и зарубежного производства — от тканей и сигар до столового серебра и лорнетов. Желающие могли приобрести даже конскую сбрую и пожарные насосы.
В Одессу Вагнер приехал 16-летним юношей из немецкого города Вюртемберга. Его приняли на работу в один из крупных модных магазинов для выполнения несложных поручений. Возможно, кто-то другой так и остался бы до старости мальчиком на побегушках, но Вагнер, проявив расторопность и сообразительность, дослужился до старшего приказчика. Ну, а затем, скопив денег, стал владельцем собственного магазина.
Дорогой и зеркальный магазин посуды
В торговых рядах Пале-Рояля находилось и заведение братьев Стифель. Кроме прочего, они торговали роскошной посудой европейского производства, которая пользовалась спросом не только в Одессе. Такой товар, конечно, требовал и особого оформления. Все три яруса магазина были подсвечены лампами, свет которых отражали зеркала и стекло, и казалось, что вокруг все полыхает яркими цветами радуги. Посреди торгового зала находилась лестница, по которой товары переносили наверх или вниз. Покупатели также могли воспользоваться ею и увидеть сверху весь магазин, что в то время было очень необычно.
Однажды в магазине братьев Стифель начался сильный пожар, от которого пострадали и соседние здания. Пока ждали пожарную команду, а затем тушили огонь, многие одесситы, из тех, что не питали уважения к частной собственности, увлеченно вытаскивали из огня все, что уцелело в пожаре: дорогие вина в бутылках и зеркала, японские вазы и хрусталь.
Афера Соньки Золотой Ручки
Были в Пале-Рояле и ювелирные магазины. Например, ювелирный магазин Карла фон Меля, который был известен на всю страну. Его драгоценности хранились в бельгийских сейфах с замками невероятной сложности, а витрины были отлиты из особого пуленепробиваемого стекла. Однако, несмотря на новейшую защиту и профессиональную известность, именно фон Мель стал жертвой знаменитой аферистки Соньки Золотой Ручки. Она сумела не только «нагреть» ювелира на 30 тысяч рублей, но и упечь его в сумасшедший дом.
Произошло это так. В ювелирном магазине Карла фон Меля Сонька представилась женой известного психиатра. Она сказала, что муж хочет сделать ей подарок, и выбрала несколько изделий с бриллиантами. Пока де Мель упаковывал бриллианты, Сонька отправилась к психиатру, женой которого она представилась. Здесь, всхлипывая и прикладывая к глазам платочек, поведала, что она жена ювелира фон Меля, и ее муж совсем свихнулся: считает, что весь город ему должен денег и требует их со всех подряд. Она так хочет, чтобы доктор взялся вылечить несчастного Карла! Когда ювелир привез драгоценности, дверь ему открыла Сонька, которая, взяв футляры, мгновенно исчезла, а фон Мель отправился в кабинет к доктору. Конечно же, несчастного ювелира, едва он заикнулся о деньгах, тут же скрутили два могучих санитара и повезли в лечебницу. Вскоре ювелира выпустили на свободу, но воспоминания об этой афере он сохранил на всю жизнь.
Денег хватало и на сыр, и на устриц
Перечень одесских магазинов далеко не исчерпывался модными и ювелирными. В городе было также немало торговых точек, которые специализировались на товарах для женской красоты. В косметических лавках можно было купить все, чего только душа пожелает — белила и помаду, краску для волос и воду от веснушек.
Немало было в городе и продуктовых магазинов, в которых можно было найти любые деликатесы. Кстати, продукты питания в Одессе в то время были одними из самых дешевых. Даже небогатые жители города вполне могли позволить себе купить цитрусовые и французские сыры, немецкие колбасы и морепродукты. А вот покупка одежды и обуви подчас была разорительна для бюджета горожан среднего класса, поэтому промышленные товары они покупали реже.
Книги сдавали в аренду
К культуре горожан тоже приучали: в городе работало несколько книжных лавок. Хозяином одного такого заведения был Иван Рубо, приехавший в Одессу в 1803 году из Марселя. Впоследствии он один из первых получил звание Почетного гражданина Одессы.
Книги в то время были дорогими и не все могли себе позволить купить их, а это наносило книжной торговле большой ущерб. И тогда владельцы книжных лавок ввели новшество — открыли при магазинах читальни и библиотеки. В читальне, которую называли «кабинетом новостей», за умеренную плату посетители могли просмотреть свежие газеты и журналы. В библиотеке можно было взять книгу на дом — «на прочет». Для этого нужно было внести денежный залог и платить за каждый день пользования книгой небольшую сумму.
Информацию о товарах печатали в газете. По уставу 1818 года, в порту обязательно вывешивали табель, где были указаны названия пришедших судов, имена пассажиров, а также перечень грузов и их получателей. Благодаря этому, одесситы всегда были в курсе дела, какие товары поступили в город, даже если это были самые мелкие партии самого незначительного товара. Кроме того, полный список поступлений и имена получателей дублировали в местной газете.
Ирина Валентинова, «Одесская жизнь»