История главы ЦРУ Алена Даллеса и его брата госсекретаря Джона Фостера Даллеса — это история современной Америки и история нового мирового порядка для западной части мира.
Дипломаты тьмы, управляющие миром
Как легко догадаться из названия, политический нонфикшн-триллер Даниэля Брука «Дипломаты тьмы. Братья, изменившие мировую историю» посвящен братьям Даллес — других таких демонических братьев мировая политика, пожалуй, не знала.
Будущий глава ЦРУ Ален Даллес и его старший брат госсекретарь Джон Фостер Даллес были не просто дипломатами, они были архитекторами новой мировой реальности. Нового мирового порядка для западной части мира… Они стали настоящими невидимыми властителями послевоенного мира. Крутили президентами и американской политикой, как хотели.
Джон Фостер — государственный секретарь — отдавал приказы, меняющие ход истории, а Ален руководил ЦРУ, принимая решения, о которых миру было суждено узнать спустя десятки лет. В своей книге Даниэль Брукс проливает свет на их уникальный союз, который превратил мир в шахматную доску, а народы — в пешки в борьбе за идеологическое превосходство.
Книга, написана на основе редких документов и свидетельств очевидцев, читается как художественная, «Дипломаты тьмы» доказательно демонстрирует, как братья Даллес влияли на политику десятков стран, от Ближнего Востока до Латинской Америки, оставляя за собой кровавый след из переворотов, спецопераций и тайных союзов. Вьетнам, Индонезия, Иран, Египет, Китай, Куба и другие места — все страдали от этих кровавых интеллектуалов. Даллесы фальсифицировали результаты выборов во многих странах, еще до создания USAID; придумали, как влиять на политическую элиту стран так называемого «третьего мира».
Даллесы — пример того, что «от осинки не родятся апельсинки». Их дед по материнской линии генерал Джон Уотсон Фостер — участник гражданской войны в США, был госсекретарем при президенте Гаррисоне, позднее послом США в Мексике, России и Испании. Муж их тёти, Роберт Лансинг — госсекретарь в администрации президента США Вудро Вильсона.
Они в большой политике и бизнесе со времен окончания Первой Мировой войны. Приближали Вторую Мировую, активно помогая немецким корпорациям, участвуя в финансировании Гитлера, возглавившего фашистскую Германию и развязавшего Вторую Мировую, но в итоге был побежден Советским Союзом. Про роль Алена Даллеса в попытках ссорить США и СССР в конце Второй Мировой можно говорить отдельно, но лучше читать. Братья конструировали холодную войну между СССР и Западом, возглавляемым США.
Когда американский президент Эйзенхауэр начинал второй президентский срок, он и братья Даллес испытывали глубокое разочарование в связи с развитием событий в восточной Азии. Там побеждали «красные», пришлось погрузить в кровь и резню Вьетнам и Индонезию.
«Ты осознаешь мои обязанности? — спросил Ален свою сестру, когда был на пике своего могущества. — Я должен посылать людей на смерть. Кто еще в этой стране в мирное время имеет на это право?» Представляете их, Даллесов, самоощущение?!
Эта история — урок и для современной эпохи. Речь идет об общем американском самоощущении, чувстве исключительности, о том, что США по своей природе якобы «более нравственны» и дальновидны, чем другие страны, и поэтому, мол, могут вести себя так, как другим не следует. Даллесы ровно в этом были уверены.
К этим убеждениям братья Даллес добавили еще два, которые воспитывались в них на протяжении многих лет. Одним из них было миссионерское христианство, которое говорит верующим, что они понимают вечные истины и обязаны обращать в свою веру непросвещенных людей. На полном серьезе. Именно тогда у Даллесов, а потом уже и у многих других американских политиков, дипломатов и деятелей разведки США сформировалось ещё одно стойкое убеждение, что благодаря своей огромной мощи США могут не только свергать правительства, но и определять ход истории.
Книга Брука «Дипломаты тьмы. Братья, изменившие мировую историю» — приглашение в темный мир шпионов и интриг, в котором Даллесы использовали силу и манипуляции, чтобы вести войну, о которой многие даже не подозревали.
Как говорил один из отцов холодной войны Джон Фостер Даллес: «Если бы нужно было выбрать лишь один принцип внешней политики, я бы провозгласил бы таким принципом свободный поток информации». Парадокс? Вовсе нет! Доктрина этого «свободного» потока разрабатывалась до и после Второй Мировой войны и была включена в готовом виде в концепцию Холодной войны. А дальше — дело техники. Вот о ней, о технологии управления сознанием, рассказывает Сергей Георгиевич Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием». Он химик, социолог, специалист по системному анализу. Сама книга — не руководство по манипулированию, но методологический разбор. Приемы, техника, теория. Проще говоря, это о ментальном выборе: быть квалифицированным потребителем со всеми вытекающими или понимающим, что и для каких целей тебе предлагают, показывают, а может, не показывают и не предлагают… Но с конкретными целями. Автор подробно разбирает механизмы создания образов, например, в массовой культуре. Рассматривает влияние клипов, рекламы, фильмов и даже комиксов на сознание. Это книга о том, как западные СМИ стали инструментом проникновения США в инфосреду других стран, меняя паттерны целых обществ…
Как США финансировали Гитлера
Что касается плотного контакта Гитлера и братьев Даллес, то всем известна история-напоминание, что США всегда обладали умением в нужный момент переметнуться на нужную им сторону. Ничего личного — пора было тормозить русских. И весной 1945 состоялся контакт Алена Даллеса с представителями генерала СС Карла Вольфа, эмиссара Гиммлера. И хотя конкретно операция «Санрайз» провалилась, свои задачи США в конце Второй Мировой войны выполнили: высосали из нацистской Европы ученых и научные секреты, сохранили, насколько смогли, военный немецкий костяк для будущего НАТО. При помощи СССР обыграли и Британию. Никаких аллюзий не возникает?
Сама Вторая Мировая, в значительной мере, также стала результатом сценария США. Военные, спецслужбы и Госдеп — проводники интересов большого капитала, давно управляющего США. Придя к власти, Франклин Рузвельт пытался вытащить США из Великой депрессии. Крупному капиталу дали хорошую отдушину — участие в индустриализации СССР и снятие барьеров при работе с Германией. Однако на траекторию уверенного роста США вышли только к 1942 году. Внутри США президент Рузвельт «рубил тесто» Госдепа, верхушки военных и разведки. Осенью 1941-го Госдеп почти открыто саботировал приказ Рузвельта помогать СССР. Разведка, в лице Даллеса, с 1943 контактировала с Третьим рейхом, играя свою игру. Два года военные США месте с британцами, как могли, оттягивали открытие Второго фронта.
История персонифицирована. И часто именно конкретные люди делают решающий вклад в процессы. Вот та самая семейка Даллесов — пример большой стратегической игры в долгую. Сегодня снова и снова нужно напоминать, что англосаксы это умеют. Ален Даллес и Джон Фостер Даллес уже в молодости могли влиять на те самые исторические процессы.
Джон Фостер всегда симпатизировал Германии, что не помешало ему, принимая участие в выработке в 1924 «плана Дауэса», регламентирующего ее репарационные выплаты по итогам Первой Мировой, реструктурировать их так, что для компаний США открывались новые огромные рынки. Для банков США он тогда лично организовал кредитов немецкому бизнесу на 1 млрд. долларов. Что на сегодняшние деньги 25 млрд. долларов. Это сделало его ведущим продавцом немецких облигаций в мире. Он влиял на Госдеп США, который пытался рубить кредиты Германии, не связанные с выплатой репараций или поддерживающих картели. Фостер же как раз зарабатывал на создании и консультировании картелей.
17 июня 1930 президент Гувер подписал «Закон Смута—Хоули о тарифах». Им поднимались тарифы на более чем 20.000 импортируемых США товаров. Гуверу экономисты объясняли тяжелые последствия закона, но он их все же ввел. Торговый оборот США и Европы ожидаемо упал, это наслоилось на биржевой кризис 1929, спровоцировало банковский и, как результат, сформировало условия для глубокой Великой депрессии в США.
Вы спросите, а причем тут Джон Фостер Даллес? С 1920 он партнер, а потом и директор одной из самых влиятельных тогда компаний мира «Sullivan & Cromwell». Юридической конторы, которая имела отношение почти ко всем глобальным сделкам и развивала рынок деривативов. Они знали, как зарабатывать на кризисе и изоляционизме. Два картеля, которые Фостер лично сформировал, повлияли на будущие исторические процессы.
Первый — это компания «International Nickel Company», для которой Джон Фостер был не только советником, но и членом правления. Благодаря ему, компания стала крупнейшим производителем никеля в мире. В 1934 он привлек к участию в картеле химический гигант «I.G. Farben». Крупнейший концерн рейха и производитель газа «Zyklon В» именно благодаря Даллесу стал одним из лидеров отрасли. Даллес обеспечивал кредитование от банков США, правительственные гарантии в Германии давал его друг — министр экономики и автор нацистского экономичного чуда Ялмар Шахт.
Шахт и Даллес на нескольких «долговых конференциях», которые официально были банковскими, но реально проходили под присмотром правительств Германии и США, разработали сложные реструктуризации немецких кредитов, а также новые формулы заимствования денег у банков США. Именно «Sullivan & Cromwell» разместила первые облигации немецкого производителя стали и оружия «Krupp А.G.», расширила глобальный охват «I.G. Farben».
Весь крупный бизнес США знал, что Джон Фостер Даллес — главный агент банков США, которые вытащили Гитлера из финансовых глубин и создали его нацистскую партию как действующее предприятие. Контакты американского бизнеса с немецким Третьим рейхом оставались прочными вплоть до 1944 года. Торговля шла через Банк международных расчетов в золоте. Дальше приходилось делать выбор — США высадились в Нормандии, игра переходила в эндшпиль. В нее вступал младший брат — Ален, аж с 1943 формировавший условия для начала контактов с представителями немецкого Третьего рейха.
Что мы упустили в «17 мгновений весны»?
О том, как 8 марта в Цюрихе (не в Берне, как в романе) впервые лично встретились резидент американской разведки в Европе Ален Даллес и личный представитель рейхсфюрера СС Гиммлера — генерал Карл Вольф, рассказано в замечательном романе Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».
Книгу, вообще, мало кто читал, просто не было необходимости – режиссер Татьяна Лиознова сняла гениальный, кстати, абсолютно женский фильм. У мужчины-режиссера фокус был бы сделан на абсолютно другие моменты. Но именно благодаря Татьяне Михайловне мы чувствуем, пересматривая «Семнадцать мгновений весны», весенний лес, одиночество человека, ностальгию (лучше, чем у Тарковского), счастливый момент — везение.
А для чего же читать книгу, когда есть такой киношедевр 1972 года? Во-первых, книга, естественно, отличается от фильма. В книге отсутствует ряд персонажей, добавленных сценаристом Юлианом Семеновым и Татьяной Лиозновой. Но и присутствуют важные детали, объясняющие все необходимое «разоблачителям несостыковок» фильма. Например, частый упрек фильму: как мог отпустить Штирлица Мюллер? Мюллер интуитивно понял, что Штирлиц работает на разведку другой страны. Штирлица вообще несколько раз могли раскрыть и практически раскрывали. Частично об этом в книге есть. Но, в целом, это напоминание сегодня, что в стане противника могут появляться те, кто готов сдать свою систему, ибо видит ее слабость, близкий конец. Штирлиц пытался это использовать.
Переговоры с Вольфом — это были не просто переговоры за спиной. Вероломные и сознательные. Даллес в донесении директору УСС Уильяму Доновану о беседе с Вольфом 8 марта обрисовывает повышенную привлекательность позиции генерала СС. Донован, докладывая вопрос Рузвельту, а он докладывал о переговорах лично президенту, а также госсекретарю Стеттиниусу и главкому Эйзенхауэру, «отредактирует» Даллеса таким образом, что Гиммлер окажется непричастным к начинавшимся переговорам, а заглавной целью самих переговоров будет «прекращение немецкого сопротивления в северной Италии». Сталин поймает американцев на лжи.
Интересно пыталась либеральная прослойка подать «Семнадцать мгновений весны» как противостояние интеллектуалов и системы. Книга не про это. Книга про вранье тех, кто называет себя союзником и активно набивается в друзья. А также про беспардонную игру за спиной с целью не дать Советскому Союзу получить полноценной победы, возможно, сорвать ее — это главные моменты книги. Ну и, конечно, значение случая в жизни. История требует сослагательного наклонения! Всегда можно одним поступком поменять ход истории.
Как Европа попала в ловушку США
После Второй Мировой войны Штаты столкнулись с трудностями, хотя страна не лежала в руинах, как СССР и часть Европы. Ленд-лиз был уже не актуален, прежние объёмы производства были не нужны миру. Армия США (в 1945 это 8 млн.) начинала демобилизацию. В стране начинался демографический бум. Но экономика не успевала создавать новые рабочие места, начала расти безработица. Что делать?
Глава СССР Иосиф Сталин в декабре 1945 отказался ратифицировать Бреттон-Вудские соглашения. Этот отказ участвовать в строительстве нового миропорядка по правилам США вызвал резкое недовольство американского президента Трумэна, заявившего: «Мы не заинтересованы больше в союзе с русскими, а стало быть, можем и не выполнять договоренностей с ними».
Дальнейший план Трумэна был прост. Крупные корпорации, которые подняли экономику США во время Второй Мировой, должны были и дальше помогать экономике США. Директор адвокатской фирмы «Саливэн энд Кромвэл» Даллес все уже придумал. Он поработал с корпорациями Уолл-Стрит. Чтобы не допустить усиления СССР в Европе, Даллес и его партнеры по своей инициативе сформировали спецфонд для покупки политиков и общественных деятелей Европы. Лично Даллеса беспокоили выборы в Италии, ситуация в Чехословакии и Греции. Корпорации Уолл-стрит же беспокоили снижение прибылей, разрушение рынка Европы, потеря партнеров — корпораций Германии («Фарбер», «Сименс», «Даймлер» и др.).
Даллес собрал на совещание руководителей «Стандард ойл», «Дженерал электрик», «Вестингауз электрик», «Анаконда компани», «Юнайтэд Стэйтс стил», «ИТТ», «Боинг», «Фэрст Сити нэшнл бэнк». Позиция бизнеса была простой: им нужен был доступ на рынок Европы и немцы в качестве партнеров.
И желание самого Трумэна, и давление его окружения «вынудили» его принять позицию группы экспертов, которая заключалась в том, что военные расходы не мешают повышать уровень жизни граждан. Нужно помочь компаниям заработать через МВФ, Всемирный банк и Банк реконструкции и развития, иначе зачем их вообще придумали? Институты разрабатывают планы восстановления Европы, а потом корпорации США начинают участвовать в развитии этих стран. Дело оставалось за малым — найти ресурсы.
И вот тут на авансцену вышел Джордж Маршалл, новый госсекретарь США… Маршалл развил идеи Трумэна о противостоянии коммунистической экспансии и огласил свой план того, как Вашингтон планирует восстанавливать страны Европы, который коррелировал с планами группы экспертов и Даллеса. Маршалл был умнее Трумэна, например, он выступал за сохранение союза с СССР после победы над Германией. СССР был нужен для войны с Японией. Незачем США отдавать множество жизней своих солдат…
Как бы там ни было, большая стратегическая игра — план Маршалла — была запущена. Она и станет венцом размежевания — восстановление Европы в интересах корпораций американского ВПК. СССР в план Маршалла не пустят. Формально условия вступления предложили, но они были намеренно издевательскими, а потому неприемлемыми.
В план Маршалла были включены 18 стран. Заявленной целью плана было восстановление экономики Европы, сокращение межгосударственных барьеров (что очень было нужно корпорациям США), евроинтеграция, через устранение торговых барьеров. Главной же реальной целью было вытеснение коммунистов из властных структур в Европе. И, принимая план Маршалла, страны Европы сами и сдавали свой суверенитет.
Источник: t.me/alexbobrowski