Как сербов убивали весной 2004 года

0

Мартовский погром: албанцы жгли иконы, церкви и людей.

17 марта 2004 года вошло в историю как начало погрома в Косово и Метохии, в результате которого не менее 4000 сербов были изгнаны из своих сел, 28 человек убиты. В огне было уничтожено около 1000 домов, разрушено и осквернено 35 православных монастырей и церквей.
Спусковым крючком для ужесточения насилия против сербов на всей территории Косово и Метохии послужила «новость» в албанских СМИ. Якобы 16 марта четверо албанских детей были вынуждены броситься в реку Ибар, «убегая от собак и детей» из соседней сербской деревни, трое утонули, выплыть удалось лишь одному. Сербов тут же обвинили в трагедии, и даже когда расследование полиции миссии ООН в Косово установило, что все было не так, это уже не имело никакого значения.
Командующий южным крылом НАТО адмирал Грегори Джонсон считал, что массовое насилие в Косово было этнической чисткой, и оно было организовано и спланировано заранее. Погрому предшествовали и многочисленные инциденты на всей территории края.
В те страшные дни косовская Митровица стала ареной ожесточенных нападений, главный мост между южной и северной частями города был заблокирован международными силами уже вечером 16 марта. На следующее утро сотни албанцев столкнулись с полицией МООНК. В какой-то момент им удалось прорвать баррикаду, миротворцы применили слезоточивый газ, резиновые пули и светошумовые гранаты. Около полудня началась стрельба из албанской части города в сторону сербской половины. В результате был убит у своего дома Боривой Спасоевич. Здесь же, в нескольких десятках метров, у окна своей квартиры выстрелом из автомата была убита мать двоих детей Яна Тучев.
«Она сказала мне брать брата и идти домой. Мы подошли к соседнему дому, мать вошла в нашу квартиру, встала у окна и была ранена пулей. Раненой и окровавленной, ей удалось выбраться в коридор, где она упала. На помощь пришли соседи, однако спасти ее не было никакой возможности. Я до сих пор скучаю по маме сегодня, как и в первый день. Она ушла, когда я и мой брат нуждались в ней больше всего, нам так хотелось обнять ее», – рассказывала позже Элеонора Тучев, отмечая, что за эти убийства никто так и не понес ответственности.
Погромы прокатились по всему краю. В Приштине 17 марта было совершено нападение на здание «Программы JU», где проживало большинство сербов. Силам KFOR (натовским миротворцам) удалось спрятать этих людей на своих базах. Если до войны в столице края жило 45 тысяч сербов, после погрома осталось всего 53 человека!
18 марта сожгли церковь святого Саввы в северной Митровице. Параллельно с этим запылали сербские дома в селе Свиняре, откуда были изгнаны 600 сербов. Когда вечером 17 марта их эвакуировали из села, натовские миротворцы сказали сербам, что они смогут вернуться через пару дней. Однако после албанцы вошли в село и подожгли дома. Остановить их никто даже не пытался. «Эти из KFOR как деревянные, стоят и смотрят. В доме сын 19 лет, муж, свекровь… Двое детей в школе в Митровице, вернуться не могут. Приехали вечером на грузовиках, одни из села хотят ехать, другие нет, солдаты кричат: «Надо бежать». Мы – бабы, дети, старики, сели в грузовики… Всю ночь горели наши дома», — рассказала Ясминка Антич.
Особенно пострадал муниципалитет Косово-Поле. Приехавшие туда на автобусах албанцы подожгли здание администрации, поликлинику и школу, сожгли дотла сербские дома и обе церкви. Находившиеся поблизости пожарные среагировали только тогда, когда возникла опасность распространения огня на албанские дома. А затем в центре поселения толпа облила серба Златибора Трайковича бензином и сожгла его заживо. Его жену спас сосед: схватив женщину за руку, он вытащил из толпы албанцев.
Убивали сербов и жгли их дома в Липяне, Гнилане, Пече. А в Призрене албанцы разрушили уникальные древние храмы и святыни. В ходе погрома шесть городов и девять деревень в Косово и Метохии были этнически очищены от сербов.
Про ужас и отчаяние, которые принес мартовский погром в Косово и Метохию, рассказывать можно долго. А можно просто посмотреть видеохронику, на которой запечатлены страшные события весны 2004 года.
50 тысяч албанцев за 2 дня превратили территорию края в страшное зрелище: сожжённые церкви, осквернённые кладбища и сломанные православные кресты. Все это происходило на глазах у миротворцев ООН.
При этом косовские албанцы не только не наказали виновных. Они уже пытаются стереть из памяти те дни. Например, в 2022 году посол самопровозглашенной республики в Германии в интервью изданию Die Tagespost заявил следующее: сербские православные храмы в Косово несколько веков назад вообще были… албанскими католическими церквями. А в марте 2004 года косовские албанцы, оказывается, защищали сербский монастырь в Дечанах от разъяренной толпы.
С июня 1999 года 236 церквей, монастырей и др. религиозных мест, принадлежащих Сербской православной церкви как культурные и исторические памятники, стали целью атак.

Источник: t.me/rtbalkan_ru, «Балканская сплетница» (t.me/balkanossiper)

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version