Эксперты Фонда Рокфеллера констатируют наступление новой золотой лихорадки.
Спрос на золото во всём мире резко растёт. На фоне приостановки печатного станка остальные активы — акции, облигации, криптовалюты — переживают не лучшие времена. Однако золоту всё нипочём.
Ключевыми покупателями золота являются центробанки — причём в основном из стран незападного мира. Активно скупают золото Китай, Россия, монархии Персидского залива и Турция. Спрос на золото со стороны центробанков уже находится на максимуме с послевоенного 1950 года.
Так, к марту 2023 года золотые запасы Поднебесной выросли до рекордных 2000 тонн — по этому показателю страна вышла на шестое место в мире. Одновременно с этим в Пекине распродают американские казначейские облигации — вложения в них сократились с триллиона долларов в 2022 году до 850 миллиардов сейчас. Для Поднебесной это и способ уколоть США в ответ на точечные санкции со стороны Вашингтона. И снизить свою уязвимость от будущих санкций — ведь очевидно, что по мере усиления военной конкуренции США и Китая рано или поздно активы Пекина будут заморожены. Для долгового рынка США постепенный отказ Китая от американских облигаций пока особых проблем не создаёт. Однако, если Конгресс и Белый дом не смогут прийти к бюджетному компромиссу, то Америка окажется в ситуации маловероятного, но всё же возможного технического дефолта. Тогда спрос на американские «трежерис» неизбежно упадёт и со стороны ближайших союзников США — Европы и Японии, которые пока дисциплинированно их покупают.
Популярность золота как проверенного тысячелетиями средства сбережения будет и дальше расти в условиях дедолларизации — ведь к нему, в отличие от доллара, сохраняется доверие всех стран, и Запада, и Глобального Юга.
Фактически золото превращается в оружие против доллара. Ведь скупающие золото страны предлагают создать альтернативную финансовую систему — и торговать в рамках БРИКС в обход доллара. А сам БРИКС может вскоре расшириться — к блоку хотят присоединиться ещё 19 стран, включая Индонезию, Египет и Алжир.
Популярность же золота связана с тем, что сам доллар всё чаще используется как оружие во внешней политике. 30 лет назад лишь 10 процентов стран в мире находились под западными санкциями. Сейчас же число подсанкционных стран выросло до 30%. Очевидно, что им хочется хранить активы в золоте и торговать в обход доллара. И даже союзники США вроде Филиппин или Таиланда начинают постепенно переходить на торговлю в юанях.
Аналитики Goldman Sachs полагают, что на фоне дедолларизации доля юаня в мировой торговле может вырасти с нынешних 4% до 15%. Ведь именно такова рыночная доля китайских товаров в мире. Для США это пока не является катастрофой — однако в будущем может сильно осложнить эмиссию доллара и поддержание госдолга. Поэтому в Вашингтоне будут всячески давить на другие страны — требуя и дальше использовать только доллар во внешней торговле.
Но уже сейчас доля доллара в активах центробанков впервые упала ниже 50%. Казначейство США, понимая риски происходящего, начало призывать Китай к «конструктивным и честным отношениям». Однако отказываться от торговых войн в Вашингтоне точно не собираются. Поэтому перестройка мировой финансовой системы продолжится. А абсолютное доминирование доллара будет постепенно уходить в прошлое.
При этом финансовые власти США продолжают быть чересчур уверенными во всесилии доллара — не видя ему пристойных конкурентов. Однако растёт опасность того, что множество мелких альтернатив — золото, цифровые и национальные валюты — будут постепенно вытеснять доллар. И это сильно осложнит положение США — ведь с падением спроса на доллар обслуживать госдолг в 30 с лишним триллионов и содержать военную машину с 700 базами тогда будет всё проблематичнее.
Малек Дудаков, t.me/malekdudakov