В Израиле кнессет (парламент) в конце марта 2023 года утвердил во втором и третьем чтениях закон, регулирующий пронос квасного в больницы в Песах.
Первый иск из-за закона о квасном
Речь идет о законе о квасном. Так, директорам больниц предоставили право самостоятельно решать, разрешать ли проносить на территории больниц квасное во время еврейского праздника Песах. Этот законопроект был представлен партией ШАС, которая более известна своей консервативной позицией в отношении религиозных вопросов.
Однако это не самый курьезный законопроект, который обсуждался на эту тему в кнессете. Ранее была предложена идея обязательного назначения специального сотрудника в больницы, чтобы он проверял всех входящих на наличие квасного. Но этот вариант был отклонен в пользу более мягкой версии закона. Теперь директора больниц получили право запрещать квасное только в случае, если нет других способов «обеспечить право пациентов соблюдать кашрут», то есть, еврейские религиозные правила пищевого поведения.
Этот закон вызвал оживленные дебаты и споры среди израильтян, так как он непосредственно затрагивает их право на выбор своей еды. В общем, закон о квасном стал еще одним примером того, как в Израиле религиозные традиции влияют на законодательство.
Ранее пронос в больницу тех или иных продуктов для находящихся в них пациентов мог быть регламентирован исключительно медицинскими показателями. Как правило, вообще никакой контроль не осуществлялся, но посетителям рекомендовали полагаться на диету, предлагаемую медицинским учреждением.
И вот, уже в начале апреля 2023 года подан первый иск из-за закона о квасном. Движение «Свободный Израиль» представило в Верховный суд апелляцию против действий больницы, предпринятых на основе закона о квасном. Апелляция была подана после того, как охранники на входе в больницу «Ланиадо» в Нетании остановили беременную женщину, пытавшуюся пронести некошерные вафли. Апелляция подана против администрации больницы «Ланиадо» и против исполняющего обязанности министра здравоохранения Йоава Бен-Цура. В иске говорится, что действия больницы являются грубым нарушением прав собственности и права на свободу передвижения.
Что такое «квасное» и зачем его сжигают
Тора запрещает есть квасное (хамец) во время праздника Песах. Квасное – это тесто, замешанное на муке из какого-либо злака и воде и подвергшееся брожению, то есть, закваске. «Всякий, кто злонамеренно съедает хамец, хотя бы в ничтожном количестве, на Песах, заслуживает высшей кары — карет — наказания Господом, а не судом, ибо сказано: «Всякий, кто будет есть хамец, душа та будет истреблена из общества Израилева…» (Исх. ХН,19). В Песах запрещено не только есть хамец, но и пользоваться им. И хранящий у себя хамец на Песах, если даже не ест его, преступает два запрета: «и да не будет видно у тебя квасного» (Исх. XIII, 7) и «закваска не должна быть в пределах ваших» (Исх. XII, 19).
Хамец, который хранился в Песах, навечно запрещен для употребления, даже если хамец оставлен по принуждению или по ошибке, — дабы не оставлял еврей у себя хамец на Песах, чтобы воспользоваться им по окончании праздника.
Тора обязывает устранить квасное (хамец) за час до вступления в силу запрета есть его: «К первому дню устраните квасное из домов ваших» (Исх. XII, 15). А согласно преданию, установлено, что «первый день — это четырнадцатый день месяца Нисан».
Что значит «устранить»? Считать хамец несуществующим. Человек должен быть убежден, что в его распоряжении нет квасного, а если есть, хамец этот подобен праху, предмету, не имеющему значения, ничтожному, бесполезному. Софрим (знатоки Писания) предписывают искать квасное во всех углах и щелях при свете свечей («так как ночью все находятся дома, а свет свечи удобен для поисков») и удалять его вечером накануне четырнадцатого Нисана. Осматривая свое жилище, человек извлекает хамец из щелей, углов и других мест, где квасное может находиться, собирает все и кладет в определенное место до утра, когда квасное сжигают. После обследования нужно аннулировать квасное, которое осталось незамеченным. Для этого произносят: «Все квасное, которое в моем владении и не замечено мною, пусть будет аннулировано и уподоблено праху». Также существует обычай перед обследованием жилища в поисках хамеца приготавливать немного крошек квасного, чтобы сжечь их утром, если при осмотре не будет найден другой хамец.
Укоренился и обычай продажи квасного. Хамец продавали гою (иноверцу). Продажа была настоящей. Еврей продавал, а гой покупал. Хамец переходил в собственность гоя. Со временем, однако, хотя продажа оставалась юридически законной — еврей получал деньги, а гой получал товар, — еврей продавал хамец знакомому гою, зная, что после праздника сможет выкупить его. Так как продажа квасного приняла характер «обхождения закона», стали писать договор о продаже, чтобы придать ей характер подлинности. Был установлен единый текст продажи квасного. Все члены общины продают квасное раввину, а тот — иноверцу.
Источник: strana.co.il, newsru.co.il, dic.academic.ru