Как граф жену выиграл в карты у князя

0

Страсти в Петровско-Разумовском: реальные сюжеты для произведений Достоевского и Лермонтова.

В разное время усадьбой «Петровско-Разумовское» владели Шуйские, Нарышкины, Разумовские — все старинные дворянские рода. В XVI веке здесь находилось село Семчино и относилось к владениям Шуйского. В XVII веке село, переименованное в Петровское, уже принадлежало К. П. Нарышкину, деду Петра I. К слову, Пётр Великий лично посадил несколько дубов. Ну а когда в 1746 году село в качестве приданого внучки Л. К. Нарышкина, Екатерины, перешло во владение графа К. Г. Разумовского, то получило название Петровско-Разумовское. В 1861 году усадьбу «Петровско-Разумовское» (723 десятин земли, в том числе 483 — господской и 40 — церковной, 1 десятина — это 1,09 га) выкупило государство, основав на этом месте Петровскую земледельческую и лесную академию (сегодня это Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева). Часть земли была поделена на участки и сдавалась в аренду. В 1917 году Петровско-Разумовское вошло в состав Москвы.

Сюжет для Достоевского
Внешне главный корпус академии больше похож на дворец, чем на учебное заведение. Всё — от ограды до шпингалета — выглядит по-царски, напоминая праздничный торт в стиле необарокко. Вокруг прекрасный французский парк со скульптурами и вазонами. В глубине его тишина такая, ящерица пробежит — и то слышно. В приусадебном парке отмечено место, где в 1869 году был убит анархистами их соратник — студент Земледельческой академии Иван Иванов. По этой истории Фёдор Достоевский написал роман «Бесы».

Запретная любовь Разумовского и Голицыной
В усадьбе разыгрывались и кровавые драмы, и античные страсти. В начале XIX века общество всколыхнула история, разнёсшаяся с быстротою лесного пожара по всей России. Владелец усадьбы граф Лев Разумовский влюбился в молодую Марию Голицыну. Существовала лишь одна загвоздка: молодая женщина была замужем за князем Голицыным. Семнадцатилетнюю Марию отдали за внука знаменитого петровского фельдмаршала, богатейшего жениха России, владевшего 40 тысячами крепостных душ. Молодой Голицын был лёгким и весёлым, любил рябчиков в сметане, огненные блины с зернистой икрой и замороженное шампанское. Но с женой был груб и жесток. Даже поднимал на неё руку. Неудивительно, что она, познакомившись на балу с графом Разумовским, была им очарована: он был хорошо образованным и воспитанным человеком.
Граф Разумовский поначалу хотел вызвать Голицына на дуэль — за «низкое обращение с женой». Но позже решил воспользоваться его слабостью. Как-то вечером граф Разумовский пришёл к князю Голицыну сыграть пару партий в карты. К утру проигрыш князя составил астрономическую сумму. На кон ставить было нечего. Оставалось — пуля в лоб, река или верёвка.
— Вы можете поставить на кон вашу жену, Александр Николаевич. В этом случае весь ваш проигрыш останется при вас, — сказал Разумовский, словно вырезая ножом каждое слово.
— Хорошо, — хрипло согласился Голицын после некоторых колебаний.
И опять… проиграл. Разумовский увёз чужую жену с собой, не взяв, как и обещал, ни копейки из выигрыша. Мария была смертельно оскорблена тем, что её проиграл в карты собственный муж. Её — подчеркнём жирной линией — княгиню! Эта история послужила сюжетом для поэмы «Тамбовская казначейша» другого классика русской литературы — Михаила Лермонтова.
Патриарх, узнав о святотатстве Голицына, сразу одобрил их развод (хотя в те времена он был возможен лишь по трём причинам — измена, невозможность иметь детей либо пять лет отсутствия).

Помощь императора
Лев Кириллович и Мария Григорьевна обвенчались и прожили в любви и согласии 16 лет. Омрачало лишь одно: высший свет не принимал их из-за позорного выигрыша. «Графиня, не могли бы вы сделать мне честь и станцевать со мной полонез?» — на одном из балов громко обратился к Марии Разумовской император Александр I. После чего их с готовностью начали принимать во всех домах.
Правда, им не довелось состариться на одной подушке. Граф Разумовский рано отошёл к богу. Графиня же прожила до глубокой старости. Портрет покойного графа был всегда в личной молельне графини, рядом с мраморным распятием Христа.

Сергей Благодаров, «ЗБ»

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version