Увлечение скейтингом захлестнуло весь город и закончилось также стремительно, как и началось.
В 1910 году модной новинкой в Санкт-Петербурге становится катание на роликовых коньках по паркету. Увлечение, которое давно популярно заграницей и с которым хорошо знакома та зажиточная часть петербургской публики, которая ежегодно проводит несколько месяцев на европейских курортах. Казалось бы, ничего нового, очередная мода, на волне которой обогатятся наиболее прозорливые предприниматели. Однако увлечение катанием по паркету на роликовых коньках достигает уровня самого настоящего помешательства.
От провального аэромобиля к скейтинговому делу
Одним из первых новые веяния моды улавливает инженер-предприниматель Владимир Татаринов, который уже имел определённую известность в Петербурге. Татаринов владел производством гидравлических и воздушных прессов собственной разработки. Ставил эксперименты в авиастроении. Многие помнят Татаринова по его проекту «аэромобиля», о котором много писали газеты. На его реализацию были привлечены казённые и частные средства общей суммой 50 тысяч рублей. Спустя два года работ аэромобиль представлял собой шасси с двигателем от автомобиля «Опель» с винтом в носовой части и надстройкой с четырьмя пропеллерами. Вопреки надеждам изобретателя, аппарат не смог подняться в воздух. Предприятие закончилось громким скандалом, пресса подняла Татаринова на смех.
Тем не менее, именно Татаринов открывает первый скейтинг в Петербурге — «Royal Skating». Ринк занимает половину здания цирка «Модерн» на Кронверском проспекте, 11. Ранее здесь располагался синематограф «Колизей», который не оправдал вложенных средств. Скейтинг приносит хороший доход. Цена билета на утренний сеанс составляет 50 коп, на вечерний 1 руб. Коммерческий успех скейтингов вдохновляет Татаринова на дальнейшее развитие дела. Сочетание инженерного опыта с предпринимательской хваткой приводит его к идее: запустить производство первых отечественных роликовых коньков. Кроме того, Татаринов предлагает помощь в открытии скейтингов в провинции. Для этих целей им было открыто Центральное бюро по организации скейтинг-ринков в России. Бюро предлагает инвесторам выгодно вложить средства в модное городское увлечение.
Ресторан-скейтинг
Скейтинг-ринки стремительно захватывают здания в центре Петербурга. В площадку для катания на роликах переделывают панораму «Голгофа» на Невском проспекте, 100. Организаторы утверждают, что ринк оборудован «по последнему парижскому образцу», и, ориентируясь на состоятельную публику, оборудовали парковку для автомобилей гостей. Следующей жертвой новой моды стал Литейный театр, также реконструированный для катания на роликовых коньках по паркету. Летом скейтинг-ринки появляются на загородных курортах в Павловске и Сестрорецке и в дачном пригороде Озерки.
Несмотря на то, что к катанию на роликовых коньках многие относятся как к спортивной дисциплине — издаются учебные пособия, на ринках работают инструкторы (маршалы поля) — атмосфера в скейтингах напоминает гигантский ресторан. С полудня и до поздней ночи бесчисленное количество людей катаются под звуки несмолкающего оркестра. Официанты глиссируют между бесчисленными столиками, разнося напитки и закуски. Посетителям предлагаются даже приватные кабинеты и телефонные кабинки. На скейтингах прежде всего пьют ликёры и шампанское, крепкое спиртное здесь не подают. Скейтинг-ринк — место, где заводят ни к чему не обязывающие интрижки. Сюда не принято приходить с парой. Здесь флиртуют и обмениваются сплетнями. Ищут и находят богатых поклонников. И всё это происходит в бесконечном движении по кругу.
Апогеем увлечения скейтингом стало строительство знаменитого ринка на Марсовом поле.
Клуб для интрижек, сделок, спорта и еды
В конце 1910 года на Марсовом поле открывается самый популярный скейтинг-ринк Петербурга — «American Roller Ring». Палас спроектирован архитектором Е.Ф. Шреттером по заказу товарищества «Роял-Ринкерс», им же принадлежат треки в Сестрорецке и Павловске.
Открытие скейтинга возвращает светскую жизнь на Марсово поле, которое после прекращения майских парадов гвардии и масленичных гуляний немного застоялось. Скейтинг-ринк, выстроенный в неоклассическом стиле, вписывается в общую панораму Марсова поле. Внутреннее убранство, богатое и красивое, также отсылает к античности. Гигантская паркетная площадка окаймлена балюстрадой с чередой изящных греческих колонн, переходящих с началом купола в грандиозные фермы, поддерживающих купол скейтинга. Манеж обильно освещён лампионами и гирляндами, расходящимися по всему треку и перевитыми зеленью. Вокруг трека идёт широкий холл с расставленными столиками для отдыхающих. Здесь же имеются изящные гостиные, отделанные в греческом стиле. Там можно присесть в плетёное кресло и передохнуть под журчание фонтанов, скрытых в массе зелени. К услугам посетителей буфет с закусками, прохладительными напитками и шампанским.
Публика на треке самая разносторонняя. Сюда приезжают аристократы, министерские жёны и гвардейские офицеры, предприниматели и банкиры, светская молодёжь. Здесь нет никаких ограничений на посещение: на скейтинг могут попасть и учащиеся, и нижние армейские чины. Среди них есть и опытные спортсмены, легко и без усилий скользящие по паркету, и самонадеянные неофиты, делающие первые шаткие движения. Тем не менее, скейтинг — больше чем спорт. Это светский клуб, маскарад на роликовых коньках.
Дамы полусвета приезжают сюда в поисках богатых поклонников, что, разумеется, вызывает ревность у барышень высокого петербургского общества — кавалеры, обласканные вниманием молодых кокеток, держат себя на редкость развязно, при этом истребляя неимоверное количество шампанского.
Скейтинг — буквально сборочный пункт людей, не имеющих твёрдого общественного положения, но желающих во всём потакать денежной и родовой аристократии. Безумная популярность скейтинга в самых разных кругах столичного петербургского общества заставляет приезжать сюда и вполне солидных деловых людей, которые, возможно, и не любят шумных вечеринок. Однако здесь можно условиться о выгодной сделке и быть может даже получить конфиденциальную информацию о крупном государственном заказе. Таких людей можно всегда встретить в гостиных скейтинга, предпочитающих наблюдать, как парочки с треском и весёлым гамом оживлённо носятся по кругу. Знаменитый писатель Александр Куприн писал: «Едем на скейтинг-ринк. Круглый, гладкий, как лёд, манеж, а в местах для зрителей — пропасть публики, и, что всего обиднее, половина из них — наши хорошие знакомые, со многими из которых я имею солидные деловые связи. На манеже молодые люди обоего пола бегают и крутятся, как сумасшедшие, на коньках с колёсками. Грохот невообразимый!»
На скейтингах работают маршалы поля — они и инструкторы, и следящие за порядком на ринке. Услуги этих изящных молодых людей особенно популярны в среде министерских и генеральских жён, чьим мужам по статусу не положено посещение подобных мест. Дамы оставляют инструкторам щедрые чаевые. Говорят, что наиболее успешные маршалы зарабатывают до 1000 рублей в месяц.
Разумеется, скейтинг-ринк находится в центре светской и уголовной хроники. Здесь регулярно бывают журналисты петербургских газет, охотящихся за скандалом или пикантной новостью из мира высокой столичной публики. Случаются и громкие происшествия. Самым резонансным считается убийство «королевы ринка» Марии Толстинской, богатой купеческой дочери. Мария была частой гостьей скейтинга и обладала массой поклонников. Однако Толстинская вступает в связь с популярным инструктором Альбертом Грейчунасом и становится жертвой этого альфонса.
Популярность ринка на Марсовом попробует затмить новый «Спортинг-Палас» на Петроградской стороне.
Крупнейший в мире дворец для катания
Обуздать волну популярности скейтинга в Петербурге пытались многие предприниматели. В прибыльное городское увлечение решают вложиться братья Башкировы – Александр и Николай. На их средства строится «Спортинг-Палас», располагающийся по адресу: Каменноостровский проспект, 42.
Братья Башкировы — наследники гигантского мукомольного предприятия в Самаре. Они олицетворяют само понятие «старые деньги» – их семейное дело успешно существует не одно поколение. Башкировы решают не просто преумножить капитал, но запечатлеть свои имена в истории города строительством современного и грандиозного зала. Здание, спроектированное архитектором С.Г. Гингером, строится берлинской фирмой «Wayss & Freytag» исключительно из стекла, железа и цемента. Башкировы гордятся монументальным и величественным зданием, выполненного в стиле неоклассицизма. Благородная строгость архитектурных форм отмечена публикой – здание становится одним из символов Петербурга.
Главный зал не менее выдающийся, чем само здание. Его размер превышает залы Дворянского собрания и консерватории. На нём размещён трек, сделанный из канадского клёна знаменитой фирмы «Plimpton». Для его оборудования был специально приглашён из Лондона инженер Флюит (Flewett), оборудовавший более 25 европейских и американских скейтингов. По его словам, это крупнейший в мире трек для катания на роликовых коньках. Скейтинг окружён двухъярусной галереей с высокой колоннадой с арками в стиле итальянского двора времен Микеланджело и Браманте. На втором ярусе галереи были оборудованы столики для отдыхающих. Инструкторы на ринке – исключительно иностранцы.
12 января 1911 года состоялось торжественное открытие ринка, запечатлённое городской прессой: «Кассиры не успевали продавать билеты на столь престижное мероприятие. На треке под звуки военного оркестра каталось множество пар изящных молодых людей, а у его барьеров за столиками развлекались нарядные горожане, голоса которых и смех разносились по всему зданию».
Однако скейтинг в «Спортинг-Паласе» не приносил желаемых доходов. Несмотря на простор и красоту нового ринка, публика не хотела изменять своим привычным трекам на Марсовом поле, Кронверском проспекте и другим более мелким.
Дабы поднять доходность зала, братья Башкировы организовали в «Спортинг-Паласе» показ кинофильмов. Здесь даже проходила встреча поклонников с всемирно известным французским актёром и режиссёром Максом Линдером, представившего публике свой новый фильм «Макс-воздухоплаватель».
Испанская коррида в Петербурге
Однако финансовое положение «Спортинг-Паласа» только ухудшалось. Мода на скейтинг начала проходить, что поставило уже всех владельцев скейтингов перед одинаковой задачей поиска новых способов привлечения публики. Буквально во всех скейтингах был организован показ кинофильмов, проводились театральные представления, спортивные соревнования, выставки и благотворительные ярмарки.
Впрочем, и здесь братья Башкировы проявили недюжинную смекалку. Так, в стенах «Спортинг-Паласа» они решили устроить настоящую испанскую корриду. Часть вырученных средств предполагалось направить в пользу Всероссийского общества попечения о неимущих и больных педагогах. Реклама гласила, что «Праздник в Мадриде» с боем быков проводится в Петербурге впервые. Опубликованная в газете «Вечернее время» программа включала среди прочего следующие пункты: «Въезд президента… Шествие пикадоров… Травля быка… Победа тореадора. Грандиозный маскарад, танцы и цирковая программа. Начало – в 11 вечера, окончание – в 3 часа пополуночи».
К удивлению многих гостей, настоящей корриды не случилось: «испанцев» и «быков» изображали переодетые актёры. «С одиннадцати часов вечера началась вакханалия веселья. С разных сторон загремели сигналы, и в зал вошла оригинальная процессия: красавцы-тореадоры в национальных костюмах, пикадоры, «просто испанцы» и очень спокойные «быки», которых изобразили любители из общества. Во всех стадиях процессия проимитировала знаменитый испанский «бой быков». Затем пикадоры и побежденные «быки» ушли со сцены, и маскарад продолжался другими номерами», – говорится в заметке в рубрике «Вчерашние балы и вечера» газеты «Петербургский листок». Впрочем, публика, подготовленная большим количеством шампанского, встретила весь маскарад очень приветливо и конфуза относительно аутентичности быков не произошло.
К концу 1912 года петербуржцы совсем охладели к катанию на роликовых коньках. Ринки закрывались или переквалифицировались в иные развлекательные заведения. Один из последних ударов непосредственно по катанию на роликовых коньках был нанесён в сентябре 1912, когда при развлекательном саде «Аквариум» был открыт первый в России каток с искусственным льдом. Снос здания ринка на Марсовом поле в 1914 году стал символом окончательного конца одного из самых громких городских «помешательств».
Источник: «Петрополь» (t.me/petropolis)