Жизнь с чужой головой, или Настоящий Франкенштейн

0
Ученый верил, что пока мозг жив, человека можно спасти, дав новое тело

Лежащее на хирургическом столе маленькое существо открыло глаза и заскрежетало зубами. Челюсти его щелкнули, едва не прихватив палец человека в белом халате. Но мужчина не испугался – он с облегчением вздохнул и улыбнулся. Доктор совершил невозможное – удачно пересадил голову.

Называли живодером

Существо на большом белом столе, зафиксированное металлическими струбцинами и опутанное трубками, было макакой-резусом. Ее собрат лежал без головы на соседнем столе — мертвый. Все это происходило в американском городе Кливленде — в одну из ночей 1971 года Роберт Уайт пересадил голову от обезьяны А обезьяне Б. И животное ожило! Макака была парализована ниже шва, пересекавшего ее шею, но голова ее подавала признаки жизни.

Революционному событию предшествовали годы работы, препарирование сотен обезьяньих мозгов, победы и неудачи. Против Уайта была не только природа, на одну из главных тайн которой он посягнул, но и люди. Защитники животных прозвали его Франкенштейном и живодером, на него подавали в суд, над ним смеялись коллеги.

Он победил – весь процесс операции по трансплантации головы макаки тщательно задокументирован на фото и видео и оспорить его успех будет непросто. Теперь доктора Роберта Уайта манила еще более далекая цель – пересадка человеческой головы.

Чтобы понять, насколько сложные задачи ставил перед собой ученый, стоит немного углубиться в теорию. В среднем человеческий мозг весит 1,4 кг и это не просто студенистая масса, изборожденная извилинами. Внутри скрыты десятки миллиардов невидимых нервов, отвечающих за чувства, мысли, поступки и действия.

Всего 30 секунд без насыщенной кислородом крови — и человек теряет сознание, одна минута – и мозг начинает разрушаться, три минуты приводят к необратимым повреждениям, а пять – к смерти мозга и человека. Но как решить эту проблему, ведь при трансплантации головы мозг отсоединяется от кровеносной системы и для его подключения к сосудам нового тела необходимо время.

Холод замедляет смерть

Решение проблемы смерти мозга крылось в его охлаждении. Давно было замечено, что замерзшего человека легче вернуть к жизни без последствий, чем умершего любой другой смертью. Науке известны случаи, когда замерзший возвращался к полноценной жизни через 45 минут после остановки сердца и все это время мозг обходился без питания.

Уайт столкнулся с этим явлением еще в 1950-х годах, когда лечил повреждения спинного мозга холодом. Он хорошо знал, что с понижением температуры мозга метаболические процессы замедляются, а зависимость от кислорода падает. Сделав правильный расчет, можно извлечь мозг без ущерба для него и поместить в другое тело.

Доктор начал проводить эксперименты над обезьянами. Сначала он аккуратно по одной обрезал вены и артерии и подсоединял мозг примата к искусственной кровеносной системе, состоящей из трубок и насоса, перекачивающего кровь и плазму. Когда циркуляция полностью обеспечивалась оборудованием, Уайт резал тело животного, пока перед ним не оказывался только мозг. Подключенный к аппарату ЭЭГ мозг макаки показывал деятельность – в нем происходили такие же процессы, как и в живом. Это означало, что он пережил тело и существует автономно. Оппоненты отказывались верить, что в извлеченном мозге животного проходили такие же процессы, как и в обычных условиях, многие даже утверждали, что мозг больше не живой. Но оспорить тот факт, что в этом органе, размером с луковицу, что-то происходит, не мог никто.

Чтобы доказать, что трансплантация мозга возможна, Уайту нужно было продемонстрировать сохранение в этом органе сознания. А это можно было сделать, только пересадив голову полностью. Американец был в этой сфере не первым. В конце 50-х годов ученый Владимир Демихов успешно пересадил голову собаки. Он пришил переднюю часть щенка с головой, грудной клеткой и лапами к взрослой особи и обе собаки некоторое время жили.

Доктор Уайт со своей командой добился гораздо большего – он отрезал одну голову и заменил ее на другую, и эта новая голова видела, слышала, ощущала запахи и даже пыталась защищаться. С новой головой макака-резус прожила всего 9 дней, но теория доктора Уайта о сохранении сознания подтвердилась.

Но зачем все это было нужно известному доктору, имевшему большой авторитет в научном мире? Неудача могла выставить его с очень невыгодной стороны, превратить в посмешище и даже изгоя ученого сообщества. Уайт был выше тщеславия и выгоды – он хотел спасать человеческие жизни. Основным место работы нейрохирурга была клиника, где он оперировал, настоящих пациентов. Каждый раз, когда кто-то из больных умирал, Уайт воспринимал это как личную трагедию – он, как никто другой, знал, что этим людям можно было помочь, и именно он держит в руках ключ от их жизней.

Порой Уайт совершал настоящие чудеса. Однажды он вернул к жизни мозг мужчины, который буквально держал в руках. Этот пациент попал в аварию, и доктор спас его, хотя в это никто не мог поверить. На операционном столе нейрохирурга оказывались самые разные люди – подростки после несчастных случаев, спортсмены после травм и безнадежные онкобольные. Спасти всех не удавалось – однажды под скальпелем Роберта Уайта умер его друг.

Не закончится ли все безумием?

Однако ученый верил, что пока мозг жив, человека можно спасти, дав новое тело. Уайт говорил об этом вслух и его слова вселяли надежду в тех, от кого давно отвернулась медицина. Именно таким человеком был Крейг Ветовиц, в 1999 году обратившийся к доктору с просьбой дать ему новое тело.

Ветовиц в юности получил тяжелую травму позвоночника и был полностью парализован. Он владел только своей головой – остальные части его тела были неподвижны, и мужчина их даже не ощущал. Инвалидность не помешала Крейгу добиться успеха в жизни – у него был успешный бизнес, супруга и двое детей. Он сам разработал устройство, позволяющее писать без рук, и модернизировал серийную инвалидную коляску.

Но останется ли Крейг самим собой, после трансплантации? Как будет воздействовать новое тело со своей гормональной и нервной системой на незнакомый мозг? Не закончится ли все безумием или полностью вегетативным состоянием? Ответов на эти вопросы Роберт Уайт не имел. Но даже это не останавливало Ветовица.

Доктор Уайт подготовил протокол операции – он точно знал, как она будет происходить, и расписал все по секундам. Ученый знал, что трансплантацию человеческого мозга выполнить проще, чем обезьяньего, так как сам орган и сосуды гораздо крупнее. Но это был эксперимент над живым человеком и для его осуществления были нужны большие деньги и официальное разрешение. Ни того, ни другого у доктора и его пациента не было.

В 1999 году, познакомившись с Крейгом Ветовицем, Уайт писал: «Я предсказываю, что легенда о Франкенштейне, в которой целое человеческое существо создается путем сшивания различных частей тела, станет клинической реальностью в начале XXI века».

Ученый умер в 2010 году, находясь в одном шаге от невероятного открытия.

Интересно, что эксперименты с человеческой головой, отделенной от тела предвидел фантаст Александр Беляев еще в первой половине ХХ века. И написал свой знаменитый роман «Голова профессора Доуэля». Правда, хирург Керн, сумевший вернуть к жизни разум гениального профессора, действует из корыстных побуждений – он тайно использует интеллект ученого и заставляет его работать на себя.

Ну, а в реальности трансплантацию головы живому человеку до сих пор никто не осуществил, хотя в 2017 году доктор Серджио Канаверо обещал провести эту операцию в одном из университетов. В этот раз никто не знает, что помешало хирургу, – он в последний момент отказался от своего замысла.

Источник — Big Picture

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version