Они защищали города от вторжения врагов и подчеркивали могущество
В некоторых государствах существовала древняя традиция сооружать при въезде в город Золотые ворота. Первые такие ворота были воздвигнуты в глубокой древности в Иерусалиме, затем они появились в Константинополе, Киеве и Владимире.
Иерусалим: в ожидании мессии
Человек, стоящий к Золотым воротам лицом, замечает в их средней части двойную арку, обильно украшенную орнаментом. Это остатки подлинных ворот, которые некогда вели во внутреннее пространство города-крепости Элия Капитолина, построенного римлянами на развалинах Иерусалима, разрушенного в ходе Первой римско-иудейской войны. Некогда сразу за этими воротами начиналась одна из центральных улиц города-крепости, проходившая с Востока на Запад.
По еврейской легенде, их освободитель (мессия) должен войти в город именно через эти ворота. Надеясь ему помешать, арабы уже в средние века наглухо замуровали вход, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю). Дело в том, что по местной традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена.
Крестоносцы открывали эти ворота исключительно в религиозных целях. Вплоть до сегодняшнего дня древние иерусалимские Золотые ворота остаются замурованными. К ним прилегают почитаемая мусульманская святыня и исламская аудитория для изучения религии. Войти туда можно только через Храмовую гору.
Нынешние Золотые ворота в Иерусалиме (второе название — Врата милосердия) в наше время являются одной из башен в восточной части системы фортификационных сооружений, построенных между 1536 и 1539 гг. по повелению османского султана Сулеймана Великолепного. Назначение этой фортификационной системы — охранять жителей Иерусалима от нашествий соседей — банд бедуинов. Соорудив вокруг Иерусалима линию укреплений, Сулейман оставил 7 ворот для людей, входящих в город, и одни — для бога.
Константинополь: триумф императоров
Ворота, подобные иерусалимским, были построены в Константинополе. Их возводили одновременно с заложением самого города византийским императором Константином в первой половине IV столетия. Строение представляет собой триумфальную арку, возведенную в 324-330 гг. на крайнем юго-западном (левом) фланге стен города. Первоначально ворота проектировались и строились как симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот.
Они представляли собой трехпролетную конструкцию, фланкируемую двумя крыльями-башнями. Использовались ворота лишь в исключительных случаях, в том числе во время триумфальных процессий. Иерусалимская правопреемственность главных ворот новой столицы Восточной Римской империи отразилась и в названии, которое подкреплялось позолотой по бронзовым створкам ворот, имевшим множество массивных накладных барельефов-бляшек. Само сооружение было облицовано проконесским мрамором и также украшено барельефами и статуями.
После возведения новых укреплений вокруг столицы императором Феодосием роль стен Константина с их Золотыми воротами как фортификационных объектов резко снизилась (последние масштабные восстановительные работы проводились в 448 г.), а затем, с VI в., и вовсе сошли на нет. Несмотря на это, византийские власти поддерживали памятник в хорошем состоянии вплоть до начала XIII века. К сожалению, мародерство католиков-крестоносцев, захвативших православный Константинополь в 1204 г., и разрушительнейшее землетрясение 1206 г. нанесли постройке непоправимый ущерб. После освобождения города от захватчиков в 1261 г. ворота восстановили. Окончательно они были уничтожены землетрясением 1509 г., а строительный материал разобрали для своих построек османы (турки), захватившие Константинополь.
Как это ни печально, в современном мусульманском Стамбуле (так турки переименовали Константинополь) не осталось ни одной триумфальной арки византийского православного периода (а их было достаточно), кроме Porta Aurea — вторых Золотых ворот, которые включены в комплекс крепости Эдикуле. Их приказал возвести император Феодосий (346-395) между 388 и 391 гг. в честь победы над римским полководцем Максимом. Ворота представляют собой классическое сооружение этого типа: три пролета, перекрытые полуцилиндрическими сводами. На вершине находились четыре львиные скульптуры — часть квадриги богини Кибелы, а также скульптурная группа, изображающая богиню победы Нику, венчающую лавровым венком императора Феодосия Великого. На кладке стен высечены христианские монограммы.
Прохождение через арку, символизирующее очищение победоносного войска при его возвращении, было обязательным. Очищению подвергались и трофеи, в том числе и пленные. В 412 г. арка была включена в стену Феодосия в виде главного (триумфального) въезда в Константинополь на крайнем левом фланге стен в юго-западной части города и стала частью внешней границы самого обширного района — Эксакиония. С правого и левого фасада к арке были пристроены башни, фланкирующие вход. Сама же арка была превращена в крепостные ворота: установлены массивные створки, покрытые листовой позолоченной бронзой с накладными позолоченными же бронзовыми барельефами.
В новой дополнительной функции арка получила название «Золотые ворота» по аналогии с Золотыми воротами в Иерусалиме, через которые вошел в город сын божий, как бы перенимая их сакральную эстафету. Ворота открывались лишь для совершения триумфальных победоносных шествий, и эта церемония неукоснительно выполнялась в течение всего времени существования Византийской империи.
По мере прихода Константинополя в упадок ворота замуровывались и теряли свой парадный лоск. После того как в 1453 г. Мехмед Фатих взял Константинополь, используя мощнейшую для того времени артиллерию, он приказал построить крепость Эдикуле. Османы хотели не только соорудить мощный замок, который впоследствии использовался как сокровищница и тюрьма, но и не допустить того, чтобы в Константинополь вернулся новый император, так как было предсказано, что он войдет в город не иначе как через Золотые ворота.
Киев: памятник Ярослава Мудрого
В свою очередь, Золотые ворота в Киеве строились как копия Златых врат Константинополя, чтобы уподобить столицу Царьграду, повторяя при этом сакральное пространство святого града Иерусалима. Причем, при возведении Золотых ворот руководствовались вполне практичными целями. При князе Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало новых оборонительных укреплений. Строились мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы, общая протяженность которых составила 3,5 км. Они проходили по нынешним улицам центральной части Киева.
Золотые ворота были главным въездом в Киев. Они представляли собой большую каменную башню с проездом, над которой возвышалась церковь Благовещения. Что касается названия «Золотые», то оно традиционно употреблялось для обозначения главных ворот многих городов. Впрочем, есть мнение, что для украшения киевских Золотых ворот применялась позолоченная медь, которая покрывала их створки и церковный купол.
Золотые ворота были почетным, но топографически не очень удобным въездом в город. Так же неудобно, да и невыгодно, было штурмовать город с этой стороны, поэтому нападающие, по легендам, ограничивались по отношению к Золотым воротам ритуальными действиями, ударяя в ворота мечом (польский князь Болеслав) или саблей (половецкий хан Боняк). При осаде Киева Батыем силы захватчиков также были брошены на другие участки.
После татаро-монгольского нашествия 1241 г. Золотые ворота постепенно разрушались, хотя и оставались несколько сот лет въездом в город. Иностранные путешественники называли их памятником прежнего величия, именно через эти ворота торжественно входили в Киев войска Богдана Хмельницкого (по крайней мере, так утверждает традиция, хотя источники прямо об этом не упоминают) и магната князя Януша Радзивила. В середине XVIII в. состояние Золотых ворот в Киеве стало слишком опасным, и в 1755 г. их засыпали, а рядом сделали новый въезд. Остатки сооружения, возвышавшиеся над валом, разобрали и надолго забыли о нем. В конце XVII — начале XVIII вв. перед киевскими Золотыми воротами в связи с реконструкцией фортификационных сооружений были построены земляные бастионы. В середине XVIII в. руины древних Золотых ворот снова засыпали землей.
Вновь киевляне увидели памятник в 1832 г., когда провели археологические раскопки и раскрыли остатки древних Золотых ворот. При этом был не только расчищен проезд, но и сняты остатки земляного вала, примыкавшего к сооружению с обеих сторон. Были проведены работы по укреплению руин: на отдельных участках сделан ремонт древней кладки кирпичом, возведены контрфорсы, устроены металлические связи, территория вокруг остатков памятника ограждена чугунной решеткой. В таком виде Золотые ворота дошли до наших дней. В 1970 г. решено возвести над древними руинами ворот павильон, который не только защищал бы этот памятник от дальнейшего разрушения, но и воссоздал его первоначальный облик. В 1972–1973 гг. руины Золотых ворот подверглись тщательному архитектурному и археологическому изучению, во время которого был определен древний уровень проезда, рассчитаны первоначальные высоты арок, уточнены размеры и конструкция валов и воротной башни, место и план надвратного храма.
Владимир: творение князя Андрея
Владимирские Золотые ворота — редчайший памятник времени возвышения Владимирского княжества при князе Андрее Боголюбском. Ипатьевская летопись приписала ему знаменательные слова, в которых видится замысел о Золотых воротах: «Хочу создати церковь таку же, ака же ворота си Золота; да будет память всему Отечеству моему». Контекст этой княжеской речи можно толковать по-разному. Однако нельзя не заметить здесь главного — смысла, вложенного князем в строительство Золотых ворот: «память всему Отечеству моему», то есть, Киеву. Золотые ворота и остались памятью о державном княжении Андрея Боголюбского.
Наследник киевского престола, сын киевского князя Юрия Долгорукого, Андрей в 1155 г. без отчей воли покинул киевскую землю, чтобы вернуться в свою Ростово-Суздальскую вотчину, где и провел большую часть жизни. Здешняя боярская знать, стремившаяся обособиться от киевского влияния, надеялась найти в Андрее Юрьевиче послушного исполнителя своей воли. Однако князь распорядился властью совершенно неожиданно: оставив старые политические центры — Ростов и Суздаль, он приступил к созданию новой столицы во Владимире — в городе «мизиньных» людей (т.е. не боярской знати, а ремесленников, торговцев и прочих обитателей посада).
Тогда же начали возводить Золотые ворота, которые включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими архитекторами. Они располагались в средней части западной оборонной стены и являлись главным торжественным въездом во Владимир. Внутри арки на больших железных петлях висели дубовые ворота, окованные позолоченным металлом. Именно через эту арку въезжали в древний Владимир князья, торжественные процессии, почетные гости, купцы и обычные горожане. Справа и слева к воротам примыкали высокие земляные валы. Сейчас их заменяют круглые башни. Их построили позднее, когда решили убрать высокие земляные насыпи, мешавшие движению транспорта. Над аркой ворот помещена икона Спаса, а еще выше была построена церковь, увенчанная золотой главой.
Но владимирские Золотые ворота были не только украшением города, они являлись мощным оборонительным сооружением, позволявшим защищать въезд от нападавших врагов. За всю историю города никому так и не удалось взять его приступом. В феврале 1238 г. Золотые ворота выдержали штурм татарских орд. Именно с запада, с равнинной стороны был направлен главный удар. Однако насколько в действительности пострадали Золотые ворота при осаде Владимира, неизвестно. Во всяком случае, уже в XV в. зданию потребовался капитальный ремонт. В 1641 г. известный зодчий Антипа Константинов составил смету на ремонт Золотых ворот, однако сами работы состоялись гораздо позже.
Документы XIX в. содержат данные о дальнейшей истории Золотых ворот. В 1858 г., в год 700-летнего юбилея Владимира, ярко заблистала глава храма. В 1893 г. здание Золотых ворот ремонтировалось снаружи: меняли и красили медянкой все крыши и желоба, меняли все оконные рамы и стекла, вычинивали белый камень цоколя, стен, крылец, перемычек, врубали скобы, ставили железные связи.
В XX в. храм стал музеем. Во второй половине ХХ в. и начале нового тысячелетия Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Золотые ворота Киева и Владимира схожи идеей — это два мощных бастиона. Их отличие же в том, что храм наверху киевского сооружения не предусматривался. Золотые ворота вместе с другими памятниками в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По материалам «Церковь и время»