Армянские ковровые изделия ценятся даже за океаном

0

Многие считают, что ковер на полу или на стене – это пережиток прошлого и пылесборник, но, изготовленные в ручную, эти армянские ковры оцениваются в тысячи долларов.

90 процентов продукции ереванской ковровой фабрики братьев Мегерян продают в США. Речь идет о коврах ручной работы, которые изготавливают по старинным технологиям, из натуральной овечьей шерсти. По словам экскурсовода фабрики, стоимость маленького прикроватного коврика в американских магазинах стартует от тысячи долларов. Ковер чуть большего размера, который бросают под ноги возле дивана, может стоить 6-10 тысяч долларов.

Семья Мегерян осела в США 100 лет назад, убегая от геноцида армян, устроенного Турцией, и основала ковровый бизнес. А в 1990-х годах семья начала развивать производство ковров на исторической родине и за несколько лет открыла 22 небольшие фабрики в разных городах Армении.

Теперь из этих мини-заводов работают только три фабрики – в Ереване, Абовяни и Раздане. По словам экскурсовода, это связано с кризисом в мире и меньшим спросом на ковры братьев Мегерян в Америке.

И хотя фабрика продолжает работать, братья Мегерян решили сделать её и туристическим объектом, создав музей. Это дает возможность не только получить лишнюю копейку от посещения туристических групп, но и служит таким себе бизнес-предложением: а вдруг кто-то облюбует себе коврик и поедет домой с ценным сувениром? На территории предприятия открыли и ресторан. После экскурсии можно не только насладиться блюдами национальной кухни, но и отведать хорошего армянского коньяка или фруктовой водки.

В цехах фабрики нет современного новейшего оборудования. Ковры женщины ткут на старых классических агрегатах. Рабочая смена длится 8 часов. Такую работу смело можно назвать адской: потому что сидеть в полусогнутом положении и пальцами искать нужную нить, чтобы ее завязать, – нелегко. Над одним ковром, как правило, работают несколько ткачих, от двух до пяти месяцев. Перед ними вверху закреплены нити основы, в них вплетаются цветные пряди, с помощью которых создается узор. Перед глазами каждой мастерицы висит схема узора.

В музее на территории фабрики показывают ковры, которым перевалило за две-три сотни лет. В каждом рисунке что-то зашифровано. И у каждого изделия своя история. Туристам показывают ковер, разорванный напополам. Во время геноцида мама разорвала самую дорогую в доме вещь – ковер, и отдала двум маленьким дочерям по его половинке. Сказав, что если судьба будет милосердной, девочки смогут когда-нибудь найти друг друга по этому ковру. И сестры нашли друг друга на разных концах мира через 50 лет. Соединенные половинки реликвии отдали в музей братьев Мегерян.

Старейшему в музее ковру – 400 лет. Археологи нашли его отрезок 70 лет назад. Восстановить его было сложно, хотя, по словам экскурсовода, в начале 2000-х годов специалисты фабрики «рассекретили» тайны древних мастеров и теперь используют такие же натуральные красители и закрепители красок, которые изготавливали несколько веков назад. Скажем, красный цвет получают из коры граната, коричневый – из коры грецкого ореха.

Галина Ярема,
«Высокий замок»

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version