Она сразу поняла, что режиссера больше всего отвращает реальная жизнь с ее убогими проблемамиДжульетта Мазина в фильме «Ночи Кабирии», 1957 год. С сайта diletant.media
Знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина умерла 23 марта. В 1943 году она стала женой и верным соратником великого режиссера Федерико Феллини. Они готовились отметить полвека своего супружества и творческого союза 30 октября 1993 года, но Феллини тяжело болел и скончался 31 числа. Мазина пережила его всего на четыре месяца.Федерико фотографирует Джульетту. С сайта diletant.media
Подыгрывая Федерико
Когда Италия хоронила Федерико Феллини, движение в Риме было остановлено. Все радио- и телестанции прекратили работу. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини. Там маэстро родился, там и был похоронен.
Джульетта Мазина не скрывала слез. Она принимала соболезнования с улыбкой и взглядом, о котором сам маэстро говорил, что это взгляд потерявшейся собачки. Друзья утверждали, что все время после смерти Феллини Джульетта почти не разговаривала, лишь повторяла: «Без Федерико меня нет».
Феллини без памяти влюбился в Джульетту потому, что она позволяла ему жить по придуманному им же сценарию. Она сразу поняла, что больше всего отвращает Федерико — реальная жизнь с ее простыми проблемами. Итальянский композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта». Все прекрасно знали, что ни Феллини, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, улыбнувшись, закивала: «Да, милый, там были чудесные артишоки». Они вместе разыграли веселый спектакль жизни, превратили скучную реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно меняются местами.
Джулия-Анна Мазина, более известная как Джульетта Мазина, родилась 22 февраля 1921 года в небольшом городке Сан-Джорджо ди Пьяно. Она была старшей из четырех детей в семье учительницы и служащего. Несмотря на то, что с детства Джулию привлекал театр, она выбрала музыкальное образование. Окончив школу, Мазина переезжает в Рим к тете, планирует стать пианисткой. Но позже девушка меняет свое решение и поступает в университет, где изучает современную литературу.
Во время учебы Джульетта Мазина не оставляет свое увлечение сценой и регулярно участвует в различных студенческих постановках пьес Плавта и Гольдони. Однажды на одном из спектаклей молодую актрису замечает театральный режиссер и приглашает ее работать в театр Квирино. Но Мазину сильно смущает ее северный акцент и, чтобы улучшить свое произношение, она устроилась работать на радио, где играла в комедийных скетчах о жизни двух влюбленных в «Приключениях Чикко и Паллина».«И я никогда не устану повторять, какая она добрая, терпеливая и умная». С сайта diletant.media
Свадьба на лестнице
Феллини и Мазина познакомились в 1943 году. Феллини был старше на три года. Он работал карикатуристом в маленькой газете и пытался всеми способами избежать военной службы в армии Муссолини. Он писал сценарий «Моральдо в городе» для киностудии, которой руководил сын правителя Италии. Так и не снятый фильм должен был рассказать о любви. Чтобы познакомиться с будущей женой, главный герой просит у нее фотографию, потом приглашает на обед и через пару недель переезжает к ней на квартиру. Точно так же поступил и сам Федерико Феллини.
Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию — якобы для кинопроб. А уже на следующий день они отправились в ресторан. «Федерико не произвел на меня особого впечатления, — рассказывала Джульетта.- Дружелюбный молодой человек — и все». Пообедав дома, Джульетта бежит на свидание. Пока Феллини оформляет заказ, она разглядывает роскошный интерьер ресторана и думает, что ее спутник сошел с ума: ему не хватит денег оплатить даже чашку кофе. Когда молодой паре подали счет, Федерико вальяжно достал пачку банкнот. «Я никогда потом не видела Федерико с такой огромной суммой», — любила повторять Мазина, рассказывая об их первом свидании.
О помолвке они объявили пару недель спустя. Феллини сразу же переехал в дом тети Джулии на виа Лютеция. Брачная церемония спустя несколько месяцев проходила на лестничном пролете — из соображений безопасности. В католическом соборе Федерико, которому грозила армия, не рискнул появиться. Все было так конспиративно, что Ava Maria пел один из друзей Феллини.
После венчания новоиспеченные муж и жена отправились в кинотеатр «Галерея», где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодоженов аплодисментами. Это был свадебный подарок Феллини. Через несколько недель после свадьбы Джульетта упала с лестницы. У нее случился выкидыш. Вторая беременность закончилась в марте 1945 года рождением сына, названного в честь отца — Федерико. Но через две недели ребенок умер, и больше детей у них не было.
Из-за неприметной внешности Мазину в кино не звали. Лишь в 1947 году режиссер Альберто Латтуад предложил ей роль в своей картине «Без жалости». Мазина воплотила трагикомический образ простодушной проститутки Марчеллы. В 1948 году фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, где Джульетта Мазина получила премию «Серебряная лента» за роль второго плана.
За свою следующую роль странствующей актрисы в режиссерском дебюте Феллини «Огни варьете» Мазина вновь удостаивается «Серебряной ленты». «Муза Феллини», «дитя-клоун» и «Чаплин в юбке» — так называла актрису пресса. Даже сам Чарли Чаплин написал: «Этой актрисой я восхищен больше, чем кем бы то ни было».
«В сущности, я обязан ей всем…»
Небольшая роль молодой жены художника в фильме Феллини «Мошенничество» стал предтечей следующего звездного образа Мазины. Вновь она перевоплотилась в падшую женщину в драме 1957 года «Ночи Кабирии». Но здесь ее героиня уже не была сломленной женщиной, напротив, несмотря на свою сложную судьбу, она не переставала верить в светлое будущее и в то, что однажды встретит свою настоящую любовь. Как сказал Феллини после выхода фильма: «В сущности, я обязан ей всем. И я никогда не устану повторять, какая она добрая, терпеливая и умная, что за прирожденная замечательная актриса эта маленькая женщина вот такого росточка».
Друзья вспоминают, что во время работы над фильмами выше всего для Феллини было мнение жены. Если Джульетты не было на съемочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по самым обычным поводам. Но во время съемок фильма «Сатирикон» они серьезно разругались. Мазина перестала приходить на съемки. Феллини бесился и отказывался снимать. Она появилась на площадке в день, когда снимался самый сложный эпизод — гибель города Инсулы Феличе. Атмосфера была накалена до предела. Джульетта поздоровалась, села в угол и достала из сумочки вязание. С третьей попытки Инсула наконец поддалась, и съемочная площадка превратилась в ураган из камней и пыли. Испуганные лошади едва не сломали камеры. После того как Феллини крикнул: «Стоп!», Джульетта спокойно опустила глаза и принялась за вязание.
Феллини был поистине эксцентричным человеком: мог снять для пресс-конференции зал в самом роскошном отеле Hassler, ведь там останавливались Чаплин и Одри Хепберн. Он заказывал свои знаменитые красные шарфы в дорогих ателье. Но его мало интересовало, что у Мазины, в отличие от прочих кинозвезд, нет ни меховых манто, ни россыпи бриллиантов. Феллини предпочитал жить в центре Рима, хотя итальянцы с достатком или, по крайней мере, обладая популярностью, жили в пригородах. Джульетта была вынуждена экономить, сопровождала Федерико на съемках, оплачивая билеты и гостиницы из своего кошелька, и проводила лето на родине мужа в Римини, а не в загородном доме, на который они так и не накопили.
Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Федерико. После вручения он оглядел из-под очков зал и крикнул ей, сидевшей в партере: «Перестань плакать, Джульетта!» Все камеры, как по команде, нацелили свои объективы на залитое слезами лицо Мазины.
Мария Молчанова, http://diletant.media