Полотно Пармиджанино, проданное на аукционе Sotheby’s, оказалось современной подделкой
Повторный анализ картины «Святой Иероним», приписываемой итальянском художнику XVI века Пармиджанино, подтвердил вывод, что картина представляет собой подделку, изготовленную в XX веке.
Картину продал в 2012 году аукционный дом Sotheby’s в Нью-Йорке как принадлежащую «кругу Пармиджанино». Цена составила 842.500 долларов. Но в 2015 году покупатель вернул картину. Ведь при анализе, проведенном исследователем Джеймсом Мартином из Orion Analytical, более чем в двадцати местах на полотне заметили современный синтетический зеленый краситель фталоцианин.
Аукционный дом подал в суд на продавца Лионеля де Пурьера из Люксембурга, отказавшегося вернуть полученные 672 тыс. долларов. Пурьер потребовал повторной экспертизы. Ее поручили итальянскому специалисту Маурицио Серачини. Он изучил слои, лежащие под красочным слоем, и обнаружил, что во многих местах в качестве связующей среды применяли синтетическую смолу, изобретенную после 1930 года. При этом инфильтрация ее из слоев лака на поверхности картины исключена, так как красочный слой не содержит следов этого вещества. Также Серачини отметил, что в грунтовке картины использованы такие пигменты, как сульфид цинка и диоксид титана, свидетельствующие, что картину написали в первой половине XX века.
По предположению Серачини, «Святой Иероним» написан поверх другой картины, покрытой старым лаком. Сама старая картина для этого была смыта или соскоблена. Фальсификатор при этом получил возможность воспользоваться доской XVI века, с заметными следами деятельности древесных червей и другими свидетельствами почтенного возраста.
Лионель де Пурьер получил «Святого Иеронима» от французского арт-дилера Джулиано Руффини, с именем которого связана еще одна история фальсификации. Тогда подделкой оказалась «Венера с вуалью» Кранаха, проданная в 2013 году князю Лихтенштейна. Метод подделки одинаков: живопись XX века на подлинной доске от старой картины.
Руффини и де Пурьер отказались комментировать результаты экспертизы. С февраля этого года де Пурьер не является на заседания суда в Нью-Йорке, поэтому в конце мая представители Sotheby’s подали ходатайство о вынесении решения по умолчанию, поскольку «две экспертные оценки свидетельствуют, что это подделка, и без признания ответчика».