Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее.
«Веревка» (Альфред Хичкок, 1948)
Альфред Хичкок никогда не стеснялся и не боялся экспериментировать. Фильм «Веревка» 1948 года должен был быть как можно более реалистичным. Для погружения зрителей в атмосферу Хичкок отказался от музыки, что сделало фильм напряженнее. Также режиссер стремился создать ощущение, что значительные части «Веревки» сняты одним кадром, что достигалось при помощи монтажа.
«Старикам тут не место» (братья Коэны, 2007)
Фильм с довольно ординарным сюжетом братья Коэн решили разнообразить, убрав музыкальное сопровождение. Именно это и делает погоню увлекательной. Вот что писал композитор Картер Бёруэлл о «Стариках»: «Это самый тихий фильм, над которым я работал. Часто в сценах нет никаких звуков, кроме шума ветра и шагов по бетону. Затем внезапно происходит перестрелка с участием нескольких стрелков с дробовиками и автоматическим оружием. Мы много обсуждали с Коэнами звуковые фактуры, чтобы понять, что может вторгнуться в эту сырую тишину».
«Интерьеры» (Вуди Аллен, 1978)
Драма Вуди Аллена «Интерьеры» сильно отличается от комедийных фильмов, которые стали его визитной карточкой. Фильм пропитан бергмановской эстетикой, что отразилось даже на звучании диалогов и отношении к музыкальному сопровождению. В картине нет закадровой музыкой, однако тщательная работа со звуковыми ландшафтами и речью позволяет сохранить эмоциональное напряжение. Традиции Бергмана Аллен начал соблюдать с картины «Энни Холл», где закадровой музыки уже не было.
«M — убийца» (Фриц Ланг, 1931)
Детективный фильм «М — убийца» стал первым звуковым для Фритца Ланга, так что свою историю он решил рассказать без музыки вовсе. А единственную музыкальную мелодию (партию из «Пер Гюнта») Ланг насвистывал на записи звука сам. Именно она и стала лейтмотивом одного из персонажей.
«Собачий полдень» (Сидни Люмет, 1975)
«Собачий полдень» поражает тем, что на протяжении всех двух часов вы оказываетесь настолько погружены в картину, что не замечаете отсутствия в ней музыки. В фильме всего три композиции, однако, они выполняют диегитическую функцию (то есть, они внутрикадровые). Это песня Amoreena Элтона Джона, композиция Stay with me группы Faces и Easy Livin группы Uriah Heep. Отличная работа режиссера Сидни Люмета со звукорежиссерами делает отсутствие музыки важным атрибутом оскароносного фильма.
«Красная пустыня» (Микеланджело Антониони, 1964)
Работа со звуком заняла особое место в этой картине Антониони, вышедшей в 1964 году. Композиторы Джованни Фуско и Витторио Джельметти подобрали качественные шумовые фактуры, отлично коррелирующие с цветовой гаммой картины. Именно через эти загадочные металлические звуки и гудки парохода удается передать внутреннее состояние героини.
«Причастие» (Ингмар Бергман, 1962)
Бергман — один из немногих режиссеров, впитывающих всю эмоциональную составляющую фильма. «Причастие» — глубокая история об экзистенциализме и вере. Отказ от музыкального сопровождения в ней обусловлен тем, что Ингмар Бергман хотел окунуть главного героя в тревожный вакуум. Именно в этом и помогло отсутствие музыки.
Павел Новиков