Суровая афинская демократия

0

В древних Афинах во главе угла стояла демократия. Ее защищали, берегли, холили и лелеяли. Дошло до того, что самых любимых народом граждан изгоняли из полиса на 10 лет — ведь они могли сосредоточить власть в своих руках и стать тиранами. Подобные превентивные меры назывались остракизмом. Вершился демократический суд с помощью обыкновенных глиняных черепков.

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, в Афинах остракизм не считался наказанием за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов.

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было, они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их остраконами или остраками — так, собственно, и появился сам термин «остракизм». В день «икс» граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее 6 тысяч человек.

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии 10 лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже миловали досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.

Одним из самых известных политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл (ок. 524 до н. э. — 459 до н. э.) — афинский государственный деятель, один из отцов-основателей афинской демократии, полководец периода греко-персидских войн. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Конечно же, все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Был подвергнут остракизму и Дамон, советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

Дарья Пащенко, «Дилетант-медиа»

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version