Для большинства из нас утрата сумочки или бумажника — больше, чем просто неудобство. Она чревата перевыпуском документов, банковских карт и сменой замков на входной двери. Но есть на планете место, где вы легко сможете получить свои вещи обратно — город Токио.
Благодаря культурным и религиозным традициям в Японии потеря какой-либо вещи обычно не представляет проблемы. В городе, население которого составляет около 14 млн. человек, ежегодно теряются миллионы вещей. Но подавляющее большинство потерь возвращаются к хозяину. Например, только в 2018 г. полицейские вернули гражданам 545 тысяч пластиковых удостоверений личности, 130 тысяч (83 процента) телефонов и 240 тысяч (65 процентов) бумажников. Часто вещи находятся в тот же день.
Первая помощь от полиции
Казуко Беренс, американский психолог японского происхождения, вспоминает, какой был шум в Сан-Франциско, когда кто-то принёс в полицию найденный бумажник. Событие оказалось настолько редким, что нашедшего пригласили на телевидение и присвоили ему почётный титул «Честного человека». В её родной Японии подобные случаи вовсе не так редки. Исключением, скорее, стало бы невозвращение бумажника.
Какая же выгода японцу в том, чтобы отнести найденную вещь в полицию?
В Токио повсюду разбросаны небольшие полицейские участки, именуемые кобан. На 100 кв. км приходится 97 таких участков (для сравнения, в Лондоне — 11). Их сотрудники очень дружелюбны и всегда готовы помочь. Они отчитывают шалящих подростков и помогают старушкам переходить дорогу.
«Японцы с детства привыкают здороваться с полицейскими», — рассказывает Масахиро Тамура, японский адвокат и профессор права. — Нас учат относить найденные вещи в кобан, даже если это всего лишь монета в 10 иен. Офицер принимает такую находку наравне с любой другой, составляет отчёт и отправляет на хранение. Однако зная, что вряд ли кто-то затребует утерянную монетку, он затем передаёт её ребёнку в качестве награды. И хотя монета одна и та же, сдача её в полицию отличается от простого присвоения на улице. В первом случае она является вознаграждением, а во втором украденной вещью». Проводился эксперимент, в ходе которого сравнили, сколько оброненных телефонов вернут жители Токио и Нью-Йорка. Так вот, соотношение составило 88 процентов к 6. Конечно, большое количество участков упрощает задачу, но это ещё не всё.
С другой стороны, потерянные зонтики редко возвращаются к своим владельцам. Из 338 тысяч, сданных в бюро находок в Токио в 2018 г., только 1 процент вернулся к хозяину. Абсолютное большинство из них — около 81 процента — были востребованы нашедшими, что само по себе специфично для японцев. Расточительным отношением японцев к зонтикам порой пользуются предприимчивые сограждане. Например, житель района Сугинами рассказывал, как, попав под дождь, заходил в полицейский участок и описывал самый простой зонтик, какие продаются на каждом углу. Поскольку забытых зонтиков обычно целая куча, он всегда получал один из них.
За вами наблюдают
Выходит, что честность не всегда на первом месте. На деле, у Японии довольно сложная история взаимоотношений с честностью. Например, в здравоохранении Японии еще недавно обычной практикой являлось не раскрывать пациентам неутешительный диагноз. Оповещали только близких родственников. Пациент мог и не подозревать о наличии у него рака, не говоря уже о прогнозах. По словам Беренс, японцы верят, что больной может утратить волю к жизни, и родня притворяется, что всё в порядке. Некоторые полагают, что японцами движет страх, проистекающий из буддистской веры в перерождение. И хотя большинство японцев не считают себя верующими, они соблюдают многие синтоистские традиции, особенно во время похорон.
После разрушительного цунами 2011 г. многие остались без крова и пищи. Но даже в тяжёлые времена люди ставили чужие интересы выше своих. Беренс связывает такое поведение с буддистским понятием «гаман», означающим терпение и стойкость, а также стремление думать прежде об окружающих, а потом уже о себе. В пострадавших районах Японии наблюдалось намного меньше мародёрства, чем в других странах, оказавшихся в похожей ситуации. Мародёрство вообще мало свойственно японцам. В синтоистской религии дух присущ всякому предмету, от дерева до камня. И хотя официальные синтоисты в Японии в меньшинстве, понятие всеведущих предметов пронизывает культуру. Если на тебя всегда кто-то смотрит, то понятно, почему ты приложишь усилия, чтобы отдать найденную вещь ее хозяину.
Евгения Яковлева
Mixstuff.ru