Китайцы запускают свою космическую станцию

Будут бороться с раком, слушать музыку и изучать останки звезд

Пекин успешно запустил космический корабль «Шэньчжоу-12» с тремя людьми на борту, которые станут первым экипажем новой орбитальной станции «Тяньгун» — «Небесный дворец».

10 лет тренировок

Главная задача в полёте – проверка, наладка и в случае необходимости – ремонт оборудования на базовом модуле орбитальной станции, изучение технологий, касающиеся длительного пребывания людей на орбите, системы утилизации и жизнеобеспечения.

Все три тайконавта – так в Китае называют космонавтов – выходцы из военной авиации. Командиру Ни Хайшену – 56 лет, и это рекорд возраста среди китайских покорителей Вселенной. Он был в космосе дважды, в том числе на экспериментальной орбитальной станции «Тяньгун-1» в 2013 году.

Лю Бомину 54 года; ещё студентом он узнал о подготовке пилотируемых миссий, стал лётчиком-истребителем и налетал свыше тысячи часов. Космический полёт совершил в 2008 году и участвовал в первом китайском выходе в открытый космос. По словам Лю, при выходах во внеземное пространство с борта «Шэньчжоу-12» будут использованы новые усовершенствованные скафандры китайской разработки.
Самый молодой член экипажа – Тан Хунбо, он единственный из тройки ранее не летал в космос. Его подготовка к полёту продолжалась гораздо дольше, чем он ожидал. «Я готовился последние 10 лет.

Надеюсь, что смогу провести следующее десятилетие, помогая космической станции», – сказал Тан. Известно, что совокупное время тренировки тайконавтов перед полётом составило свыше 6 тысяч часов.
Тайконавты будут вести работу по обустройству орбитальной станции и подготовке её к полноценному вводу в эксплуатацию. Они уже настроили электролитические генераторы кислорода и установили точку беспроводного доступа Wi-Fi. Связь будет использоваться для переговоров членов экипажа с наземными центрами, а также со своими семьями. Мощи канала достаточно для проведения видеозвонков.
В свободное от работы время космонавтам могут слушать музыку, смотреть фильмы, телепередачи и общаться со своими близкими.

Дважды выйти в космос

Планируется, что тайконавты пробудут на орбите до сентября, после чего им на смену направят ещё трёх человек. В ходе трёхмесячной экспедиции тайконавты должны дважды выйти в открытый космос для установки оборудования. На станции для каждого члена экипажа предназначен индивидуальный жилой отсек, общими будут ванная комната, помещение для приёма пищи и центр связи с центром управления.
Всего к станции запланировано 11 полётов, будут ещё запущены пилотируемые и грузовые корабли, пристыкованы два лабораторных модуля, установлены дополнительные солнечные панели. Базовый модуль китайской космической станции был выведен на орбиту 29 апреля. Его длина – 16,6 метра, максимальный диаметр – 4,2 метра, масса – 22,5 тонны. Это самый большой и тяжёлый космический аппарат, когда-либо построенный в Китае. Находящийся на высоте около 390 километров модуль насчитывает пять стыковочных люков: по два для космических лабораторий и пилотируемых кораблей и один – для космических грузовиков. Первый космический грузовик был отправлен к базовому модулю 29 мая и совершил успешную автоматическую стыковку.

Орбитальная сборка китайской космической станции должна закончиться к концу 2022 года. Расчётный срок службы «Тяньгун» составляет 15 лет – ориентировочно до 2037 года. В окончательном виде станция будет весить около 90 тонн, что значительно меньше 420-тонной МКС. Однако, по данным NASA, эксплуатация МКС завершится самое позднее к 2028 году. После этого Китай может стать единственной космической державой с собственной орбитальной станцией.

Китайцы говорят, что готовы к международному сотрудничеству на своей станции – прежде всего, имеются в виду совместные научные эксперименты, которые уже запланированы. Нынешний экипаж проведёт исследования в области борьбы с раком, заказанные Норвегией, кроме того, на станции работает индийский спектрограф, изучающий ультрафиолетовое излучение таких объектов Вселенной, как взорвавшиеся звезды. «Мы в целом приветствуем сотрудничество. Думаю, в скором будущем, после завершения строительства китайской космической станции, китайские и иностранные космонавты будут летать и работать на ней вместе», – считает заместитель директора китайской программы пилотируемых полётов.

Новый корабль — еще больше

Китай разрабатывает новый космический корабль в два раза больше нынешних. Если ныне используемые корабли «Шэньчжоу» рассчитаны на трёх человек, то новый аппарат вместит 7 членов экипажа. Он будет почти в три раза тяжелее – его масса составит 22 тонны против 8 тонн у нынешних кораблей. Диаметр нового корабля достигает четыре с половиной метра (у «Шэньчжоу» 2,8).

Разработчики сообщили, что корабль станет возвращаемым: после каждой миссии обратно на Землю будет отправляться основной отсек, оставляя на орбите лишь силовую установку. Первое испытание нового корабля было проведено в мае 2020 года. А пока в КНР создали новый космический корабль «Шэньчжоу-13» – полную копию «Шэньчжоу-12», для обеспечения безопасности тайконавтов в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации на строящейся станции «Тяньгун». Он находится в состоянии готовности на космодроме Цзюцюань.

Комментируя строительство Пекином собственной орбитальной станции, немецкий экс-астронавт Томас Райтер, который сейчас курирует программу международного сотрудничества Европейского космического агентства (ESA), отметил, что это важный шаг Китая на пути к освоению космоса. При этом, несмотря на успехи в этой области, КНР, по мнению Райтера, пока не является в космосе «доминирующей силой», хотя и находится на пути к такому статусу. Судя по всему, этот путь Китай пройдёт достаточно быстро.

Александр Островский, РГ/РБ