Умерла автор многих любовных романов
Книги Екатерины Вильмонт говорят о разном, но есть то, что их неизменно объединяет, – любовь, хороший финал и легкость. Писательница известна своими детскими детективами, с которых и началась ее карьера. А в 1995 году она издала первую книгу в жанре женской прозы под названием «Путешествие оптимистки, или Все бабы дуры».
«Друзья посоветовали писать романы самой»
Екатерина Вильмонт родилась 24 апреля 1946 года в семье профессиональных переводчиков. Девочка росла в окружении творческой элиты. Как рассказывала сама писательница, в детстве она близко дружила с Надеждой Жарковой и Борисом Песисом, которые стали прообразами семьи Хоботовых в фильме режиссера Михаила Козакова «Покровские ворота» по повести Леонида Зорина.
Талант к писательству Вильмонт раскрыла в себе не сразу – изначально она решила пойти по стопам родителей и стать переводчиком. О том, что у нее были нужные для этого способности, выяснилось довольно рано: в 15 лет она сумела перевести несколько страниц китайского романа. Однако тяги к чистому листу бумаги у девушки не было, несмотря на то, что она посещала литературный кружок. К окончанию школы Екатерина хорошо владела языками благодаря родителям, но в институт решила не поступать.
Вильмонт не была замужем и не имела детей. Жить в одиночестве привыкла после страшной трагедии: в 1984 году в пожаре погибла ее мать. По словам Екатерины Николаевны, в тот момент Наталия Ман тяжело болела, не всегда пребывала в здравом рассудке и часто курила в постели. В итоге Николаю Вильмонту удалось выбраться из горящей квартиры, а вытащить супругу мужчина не сумел: к тому моменту комната Наталии уже полыхала. Отец Екатерины пережил жену на 2 года.
До 49 лет Вильмонт занималась только переводами, карьера складывалась неплохо, но в трудные 1990-е годы спрос на художественные переводы практически упал, пришлось срочно искать другое занятие. «Был 95-й год. С переводами стало плохо, профессия умерла и перестала кормить. И мне приятель посоветовал: «А пиши сама». Я попробовала. Объединила две истории – поездку в Израиль и свою любовь – важную для меня, но абсолютно неудачную. Так что «Путешествие оптимистки» на 70 процентов – автобиография, — признавалась Екатерина Николаевна. — Всё – правда, кроме того, что у меня родилась дочь. Мне хотелось свести счеты с мужчиной, обидевшим меня».
«Детская литература – это была каторга»
Жанр женского романа Екатерина Вильмонт выбрала неслучайно – она писала то, что ей хотелось читать самой. Правда, писательская карьера Екатерины Вильмонт начиналась с жанра детской литературы, об этом опыте автор вспоминала в негативном ключе: «Это была вынужденная каторга. Я должна была писать книгу в месяц. Это ужас, это кошмар. Вот я писала детские детективы, но они хорошие. Поначалу я делала это с удовольствием, а потом мне это надоело. Когда пишешь детские книги, складывается впечатление, что ты пишешь, сидя на корточках, – неудобно, очень много самоограничений».
Писательница никогда не испытывала проблем с вдохновением, сюжет придумывался в процессе, а финал уже был предопределен – обязательно хороший. Название книг является визитной карточкой Екатерины Вильмонт, они всегда яркие и запоминающиеся, и каждое из них имеет свою предысторию. Так, «Девственная селедка» родилась после увиденного писательницей ценника с надписью «Сельдь девственная, Голландия». Женщина позвонила другу, который 20 лет живет в Голландии, и попросила объяснить. И он рассказал, что это селедка, которую вылавливают в начале мая, она еще совсем молодая и не имеет признаков пола. Это и вдохновило Вильмонт назвать так свой новый роман. А название «Умер-шмумер» – цитата из анекдота, героиня которого в ответ на фразу о смерти Рабиновича говорит: «Ой, умер-шмумер, лишь бы был здоров!»
Мужчины в жизни Вильмонт были – это отразилось и в ее произведениях. Кроме того, вместе с подругой писательница вывела формулу идеального мужчины: «ТТ – тихий технарь. Сидит он себе, а ты не понимаешь, что он делает, пишет какую-то мутотень, а кажется, что человек важным делом занят».
По признанию самой писательницы, всю жизнь ей приходилось иметь дело с женатыми мужчинами. Один из таких запомнился Екатерине Николаевне особенно: «У меня вот был один роман с кулинарным уклоном. Мужчина был глубоко женатый человек – с детьми, внуками. Дома его плохо кормили. Когда любимый звонил, я летела домой, чтобы успеть ему что-нибудь приготовить. Ему бы я носки стирала. Но во время нашей первой встречи он сказал, что никогда не разведется, что у него очень больная супруга. Вот с ним я бы смогла ужиться. А со всеми остальными, наверное, нет. Я вообще никогда не была женой!
Насмотрелась на подруг – они все рано выскакивали замуж и сразу как-то дурели, становились скучными. Я смотрела на них и думала: а зачем? Потом у меня не было ярко выраженного материнского инстинкта. Если бы я вышла замуж в юном возрасте – превратилась бы в клушу, я это точно знаю».
Екатерина Вильмонт умерла 16 мая в возрасте 75 лет, оставив после себя более 40 романов.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Мир» , 24smi.org