Он — первый французский автор, рискнувший обнародовать подлинную жизнь европейского общества с его внебрачными связями и побочными детьми, тайными любовниками, скрытыми кознями, явной подлостью и пороками — на фоне ханжества и демонстративного, воинствующего пуританства.
Непутевый семинарист
Полное имя писателя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Он родился 5 августа 1850 года в усадьбе Миромениль близ французского городка Дьеппа, в семье довольно развращённого кутилы и дамы с большими претензиями к жизни. Претензии не оправдались: муж нещадно изменял, один из сыновей — бесталанное унылое существо. Зато другой — Ги — надежда и опора.
Мама Ги дружила с крупнейшим прозаиком-реалистом XIX века Гюставом Флобером, да так крепко, что публика отчётливо уравняла эту дружбу с романом, впоследствии подозревая, что Ги — его внебрачный сын. Как бы то ни было, увлечённая литературой мамаша не могла не привить своему сыну стремления к словесному мастерству. Кроме любви к сыну, у неё было и негласное требование — соответствовать её мечтам и стать известным автором.
Его биография — праздная юность аристократа, напряжённые, динамичные богемные хроники, неподдельный юношеский цинизм и зависимость от физических удовольствий. Избалованный Ги вырос в законченного сноба, не доверявшего женщинам, уверенного лишь в одной из них — в собственной матери. Притом, вырос он и в мощного автора — под крылом, под сенью славы других старших товарищей (Тургенева, Гонкура, Золя) Мопассан стал полноценным мастером.
Мама устроила 13-летнего Ги в духовную семинарию. Строгость учебного заведения не понравилась свободолюбивому подростку: несколько раз сбегал, постоянно проказничал, в итоге непутевого семинариста с позором выгнали. Родительница решила попытать счастья в лицее, куда и пристроила сына. Здесь юноша прижился, проявил яркие способности к наукам и искусству, а главное — нашел проводников в мир литературы.
Ги де Мопассан под началом Флобера начал делать первые шаги на писательском поприще. Несколько лет только и делал, что писал, уничтожал рукописи и снова садился за перо. Флобер настаивал на том, чтобы молодой человек каждый день тратил время «на музу», по его мнению, только так можно добиться успеха. Причем на первых порах запрещал ученику печататься.
Первая публикация произошла в 1875 году. Новелла «Рука трупа» вышла в газете под псевдонимом. Это была история о том, как молодой джентльмен Пьер, путешествуя по Нормандии, приобрёл на распродаже имущества старого шарлатана-колдуна мумифицированную кисть руки, якобы принадлежавшую жестокому убийце… А после выходит поэма «На берегу», которая наделала много шума и довела автора до суда — представители надзорных органов посчитали литературное произведение порнографией. На помощь вновь пришел Флобер, составив оправдательное письмо.
Люди обречены на одиночество
В 1880 году свет увидел рассказ о приключениях проститутки «Пышка», который вошел в состав сборника. В этом томе вместе с дебютным произведением Ги соседствовали повести Эмиля Золя, Жорис-Карла Гюисманса и других французских прозаиков. Рассказ произвел фурор в кругах критиков и читателей, которые оценили тонкую иронию и яркость характеров.
В 80-х годах Мопассан много путешествовал. Впечатления от Корсики, Алжира и Бретани вылились в романы, новеллы и очерки. Бытность корсиканцев, например, вдохновила на создание книги «Жизнь». За последний десяток лет, который отвела судьба, писатель успел создать россыпь произведений. Литературоведы выделяют «Пьер и Жан», «На воде», «Под солнцем», повести и новеллы «Ожерелье», «Лунный свет», «Завещание» и, конечно, роман «Милый друг». Ги де Мопассан возвысился до первых мест в плеяде звезд французской новеллистики.
Секреты популярности для писателей-современников были очевидными. Золя отмечал, что Ги умело играет на чувствах, с читателем разговаривает добродушно, а если и использует сатиру, то без оттенка злобы и резкости.
Читатель обожал Мопассана, тот сумел сделать писательство доходной профессией. В год литератор зарабатывал до 60 тысяч франков и жил на широкую ногу, не забывая финансово поддерживать мать и родственников брата. К закату жизни сколотил приличное состояние, обзавелся многочисленной недвижимость, содержал несколько яхт. Писатель водил дружбу с именитыми коллегами по литературе. Тесно сблизился с Иваном Тургеневым, Полем Алексисом, Леоном Дьерксом и другими известными личностями.
Мопассан за 11 лет писательской работы создал ряд сборников небольших повестей. В крупной форме его искусство представлено шестью романами. Их темы, как правило, вращаются вокруг одних и тех же направлений. Родина писателя — Нормандия; пейзаж, вообще морская природа или городской образ жизни — всё это выступает в качестве полноценного героя произведения, не служащего, второстепенного элемента, а равноправного, живого, осмысленного персонажа. Селяне и горожане, дворяне и буржуа — все оказываются под прицелом зоркого ока автора. Другая тема романов Мопассана — война. Ну, и третий ключ к тематике его творчества — разумеется, женщины и отношения полов, а отсюда ещё одна тема — семьи.
В то же время Мопассан презирает провидение, считая, что бог не ведает, что делает, а религия является просто мошенничеством; писатель говорит, что человек — всего лишь животное едва выше других, а прогресс — это только призрак (как горько ему аукнется его измышление о животной природе людей). Даже дружба кажется ему отвратительным обманом, потому что люди не способны воспринимать проблемы других, и потому обречены на одиночество.
«Я горд, у меня самый настоящий сифилис»
Ги де Мопассан испытывал безудержную страсть к женщинам, слыл ловеласом. Любовные похождения стали основой для многих его произведений. Даже разочарования не останавливали мужчину. Однажды 18-летний юноша увлекся парижанкой по имени Фанни и посвятил ей стихи. Явившись под окна к пассии, он услышал, как девушка со смехом зачитывает признания в любви компании друзей. Известны некоторые имена подруг уже из взрослой жизни француза: графиня Эммануэла Потоцкая, Эрмина, Мари Канн. Впрочем, литератор старался не афишировать отношения для прессы. Как-то даже чуть не устроил дуэль с журналистом, упомянувшим в газете очередную даму.
В 1882 году Мопассан вдруг собрался жениться, но дело так и не дошло до свадьбы. Мужчина до конца жизни оставался холостяком. Возможно, просто так и не нашел ту единственную: «Я люблю только одну женщину — незнакомку, которой нет в реальности». А еще он писал: «Женщин я коллекционирую. С одними я встречаюсь раз в год, с другими — раз в полгода, с третьими — раз в квартал. С некоторыми — когда они этого хотят. Я никого не любил».
Спустя десятилетие после смерти Ги де Мопассана во французском издании «Эклер» появилась сенсационная новость о том, что писатель — отец трех детей: двух девочек и мальчика. Незаконнорожденные наследники, по обычаям того времени, носили фамилию матери Жозефины Литцельман. Сам писатель никогда не говорил о детях, да и родственники отрицали факт их существования. Ги оставил завещание, в котором почти все состояние перешло племяннице. Только четверть наследства передано родителям.
Любовные похождения обернулись болезнью: писатель заразился сифилисом. Причем своему другу писал о диагнозе с восторгом: «Я горд, у меня самый настоящий сифилис, и я уже не боюсь его подцепить!» Но тяжёлые последствия болезни разрушали его здоровье. Медицина того времени была беспомощна против недуга. С 35 лет Мопассана терзали частые мигрени, невралгии, а главное, он стал слепнуть. Кроме того. Ги имел плохую наследственность. Мама страдала психозами, а младший брат и вовсе умер в психиатрической клинике. Писатель всю жизнь боялся помутнения рассудка, и эта участь его не миновала. К тому же здоровье подорвало чрезмерное умственное напряжение, ведь он писал, не прекращая.
В 1891 году мужчина попытался покончить жизнь самоубийством и его поместили в лечебницу для душевнобольных. «Достигнув славы, он перерезал себе на сороковом году жизни горло, истёк кровью, но остался жив. Его заперли в сумасшедший дом. Он ползал там на четвереньках… Последняя надпись в его скорбном листе гласит: «Господин Мопассан превратился в животное». Он умер сорока двух лет. Мать пережила его», — писал Исаак Бабель.
Черты Мопассана — дерзость и снобизм, презрение к стеснениям в любой форме — физической, моральной, политической, социальной, — и полнейшая зависимость от собственной природы, врождённых и приобретённых заболеваний, ставших впоследствии его биологической сущностью. Унизил ли Мопассан общество, вскрыв его пороки, или обнаружил их как заболевание, требующее спасительного лечения? Он ответил на этот вопрос: «Писатель может сделать только одно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать её; всё прочее — бессильные потуги старых ханжей».
По материалам «Суперстиль» , «24 СМИ»