Несчастье женщин в мире мужчин

0

Режиссер Мидзогути отстаивал права слабого пола с помощью пронзительных картин

Кэндзи Мидзогути – заметный японский режиссер. Начиная с 1923 г., он снял огромное количество блестящих фильмов, большинство которых, увы, оказались утрачены. Его работы во многом посвящены женщинам.

Сам Мидзогути объясняет выбор такой темы семейными драмами. Из-за отсутствия средств его родителям пришлось отдать старшую дочь в чужую семью, где её спустя некоторое время продали в гейши. Повзрослев и став зарабатывать, Мидзогути взял свою сестру под опеку. Его возмущал тот факт, что женщины были буквально рабами мужчин. Не было такого, чтобы представительнице слабого пола говорили «вы», не было такого, чтобы семья больше радовалась появлению на свет девочки, чем мальчика, а в былые времена при наступлении детородного возраста девушек часто отдавали в публичные дома или в дом зажиточных особ, в том числе императора, где они становились наложницами. «Несчастье женщин в мире мужчин» — так можно назвать серию фильмов, созданных Кэндзи Мидзогути. Япония празднует 120-летие творца.

«Гионские сестры» (1936)
Гион – район красных фонарей, где мужчины могут с легкостью найти удовольствие в объятьях женщины. В одном из «веселых» домов живут две сестры. Старшая полностью чтит законы гейши. Она готова ухаживать за своим покровителем даже, когда тот бедствует. Младшая ненавидит мужчин, играет с ними и собирает с них подарки.
Интересно, что сюжет картины навеян рассказом Александра Куприна «Яма». Здесь гейши, будучи низшим звеном общества, которое так презирают светские дамы, оказываются лучше тех самых мужчин, имеющих столько власти над ними. Обе сестры оказываются не у дел, так что сложно сказать, кто сильнее пострадал от патриархата. Однако, что характерно для Мидзогути, героини не впадают в отчаяние. Лишь младшая сестра позволяет в конце ленты крик души. Она не может понять, зачем вообще нужны гейши. В это же время старшая просто смиряется со своей судьбой. Для сравнения, у Куприна следует более трагичный конец: Женька заканчивает жизнь самоубийством.

«Жизнь куртизанки Охару» (1952)
Фильм снят по произведению Ихары Сайкаку «История любовных похождений одинокой женщины» и во многом напоминает биографию старшей сестры Мидзогути. Впрочем, такие истории случались сплошь и рядом, так что это было скорее практикой, чем исключением. Главная героиня – Охару, дочь самурая. Её жизнь покажется зрителю падением по социальной лестнице. Сначала она служила при дворце, затем ей пришлось стать наложницей феодала и родить сына, потом отправиться в публичный дом, покинуть его и стать служанкой. В какой-то момент, кажется, что у Охару налаживается жизнь, и она выходит замуж. Но и тут судьба подбрасывает ей много испытаний. В конце концов, она оказывается нищей проституткой, которой ничего не остается, как смотреть на буддийские статуи и смеяться им в лицо. Ведь они и есть те самые мужчины, которых она повидала в бесчисленном количестве.
Для Охару характерен фатализм. Любой поворот судьбы она встречает, как данное, словно искупает свои грехи. И вот уже постарев, она не проливает слезы по ушедшей молодости, по несчастной судьбе, она улыбается. Улыбается искренне и от всего сердца.

«Повесть о поздней хризантеме» (1939)
Кэндзи Мидзогути снимал фильмы не только о гейшах, но и женщинах, которые принесли себя жертву мужчинам. «Повесть о поздней хризантеме» рассказывает о служанке Отоку, которая всячески пытается помочь своему господину Оноэ улучшить навыки актерской игры. Окружение молодого артиста хвалит его при встрече, но смеется за спиной. И лишь Отоку говорит ему правду. Подозревая, что между служанкой и сыном могут возникнуть чувства, глава семейства увольняет девушку, что повергает Оноэ в гнев и тот убегает из дому. Впоследствии именно бывшей служанке придется принести в жертву свою любовь, чтобы возвысить своего господина в глазах общества.
Похожую жертву приносит и героиня из довольно жестокого фильма «Управляющий Сансё» (1954). Брат и сестра решаются на побег из рабства. Однако убежать суждено лишь одному. И тогда сестра решается на отчаянный шаг — она отвлекает стражу и тем самым предоставляет брату время на побег, заплатив за это большую цену.

Кэндзи Мидзогути умер от лейкемии в 1956 г. После себя он оставил целую серию кинолент. Его картины сильны и нравоучительны. В Японии женщины получили равный статус с мужчинами только в 1946 г., с принятием новой конституции.

Источник: Kino-punk.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version