Цой бы посмеялся, посмотрев фильм «Лето»

0

«Я посмотрел этот фильм как фэнтези на тему моей юности», – поделился впечатлением звукорежиссер Алексей Вишня, участвовавший в записи первых альбомов группы «Кино».

Фильм «Лето» снял скандальный режиссер Кирилл Серебренников, который обвиняется в хищении государственных средств, будучи худруком московского театра «Гоголь-Центр». «Лету» с осени 2017 года предшествовали скандалы: кроме отправки под домашний арест режиссёра в связи с уголовным делом, шумно протестовали все, кто был близок к рок-музыканту Виктору Цою и Михаилу Науменко (Майку) — лидеру группы «Зоопарк» и старшего коллеги Цоя по рок-клубу.
До выпуска картины съемочная группа подчеркивала: фильм «основан на малоизвестной истории». Речь идет о предполагаемом романе Виктора Цоя и Натальи Науменко, жены Майка Науменко. Ныне здравствующий коллега Цоя и Майка, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков заявил, как отрезал: «Сценарий фильма – ложь от начала до конца. Мы жили совсем по-другому, у нас была другая мотивация. В сценарии представлены сегодняшние московские хипстеры, которые, кроме как [совокупляться] за чужой счёт, больше ничего делать не хотят. Ни к Майку, ни к Цою, ни к Наташе, ни к кому-либо из нас этот сценарий не имеет ни малейшего отношения. Я очень надеюсь, что Кирилла выпустят из тюрьмы, что у него всё будет в порядке, но с этим фильмом у нас с ним согласия не будет никогда».
Один из основателей группы «Кино» Алексей Рыбин запретил использовать свой образ в этом фильме: «Мои представления о морали с представлениями автора «Лета» слишком расходятся». Уважаемый музыкальный продюсер Андрей Тропилло заявил, что Серебренников «чужд рок-культуре и ничего о ней не знает».
«Если бы фильм увидели Виктор Цой или Майк Науменко, то они бы посмеялись. Но не думаю, что им было бы настолько неприятно – так, как это было неприятно Борису Борисовичу Гребенщикову», – посмотрев фильм, отмечает музыкант и звукорежиссер Алексей Вишня.
Он не понаслышке знаком с реальными прототипами героев фильма. Вишня хорошо знал Майка, а с участниками группы «Кино» познакомился еще на записи их первого студийного альбома «45». Впоследствии записывал альбомы «46», «Это не любовь» и ставшую культовой «Группу крови». Когда в 1983 году распался оригинальный состав группы Цоя, Вишня планировал собственный проект с участием музыкантов из этого состава: сооснователя группы Алексея Рыбина (который, к слову, выступил резко против использования своего образа в фильме Серебренникова), и экс-барабанщика Олега Валинского.
Рыбин, который сейчас – музыкальный и кинопродюсер, еще летом прошлого года рассказывал о начале работы над собственным фильмом, чей сценарий был основан на его собственных достоверных воспоминаниях. Что же касается работы Серебренникова, то его не следует воспринимать как точное отражение биографии Цоя, считает Алексей Вишня. «Знаете, мне повезло, что я не шел с мыслью о том, что это будет картина, передающая события с биографической, библиографической точностью. Я посмотрел этот фильм как фэнтези на тему моей юности. Причем, это фантазия достаточно милая, – подчеркивает Вишня. – Думаю, Майк и Виктор оценили по достоинству эту фантазию».
Что же касается исходной истории – отношений Цоя и Натальи Науменко, то в их основе действительно лежит небольшая мемуарная заметка Натальи. Как пояснил Вишня, к ее широкой публикации косвенно «причастен» другой режиссер, Рашид Нугманов. Именно он в свое время снял Цоя в главной роли в блокбастере 1988 года «Игла». «Эти воспоминания Натальи были опубликованы на сайте Нугманова «Йя-хха», – заметил собеседник. Добавим, что этот небольшой текст считается единственным свидетельством того, что у Цоя был роман с женой Майка (причем, даже судя по воспоминаниям – роман сугубо платонический).
Какими же предстали рокеры у Серебренникова?
«Этот фильм не похож на предыдущие ленты режиссёра. Тут нет напора «любимых мыслей», нет наслоения ужасов «Юрьева дня», разоблачительной зашоренности «Ученика» или эпатажа «Изображая жертву», зато есть любимые актёры, — пишет Александр Кондрашов в «Литературной газете». — Очень хороша, женственна, похожа на замечательную актрису Татьяну Лаврову Ирина Старшенбаум – она сыграла жену Майка Наташу, которая полюбила Цоя с первого взгляда. С её стороны всё сыграно трепетно, а вот мужчины её не очень поддержали. Потому, видимо, что сценаристы, начав интригу, не довели её до логической развязки.
Лидер группы «Звери» Роман Билык убедителен в «Зоопарке», однако как-то слишком анемично его Майк воспринял увлечение жены младшим товарищем, он даже как будто подталкивал её к измене. Тео Ю в роли Цоя тоже не вызвал отторжения, но в то, что Наташа его заинтересовала, не верится. Любовного треугольника не случилось, да говорят, и в жизни его не было.
Очень уместен здесь и похож на Бориса Гребенщикова Никита Ефремов в роли Боба, убедительна Лия Ахеджакова, сыгравшая ошарашенную нашествием рок-музыкантов хозяйку квартиры. Фильм почтил присутствием приехавший на съёмки из Лондона Сева Новгородцев. Хороша Юлия Ауг в роли руководительницы, душой болеющей за молодых музыкантов; хорош внезапный эпизод «Позвони» с Еленой Кореневой; вообще все песни-клипы внутри фильма сделаны очень изобретательно, однако собрались ли они во что-то целое?
В фильме (работа оператора Владислава Опельянца, как всегда, хороша) разделено то, что было, и то, чего не было, – эти сцены специально помечены маркером и цветом. В них, видимо, вырывается на экран что-то подспудное, подпольное: желание издеваться над приверженцами традиционного искусства, беспощадно убивать всех критиков и скептиков, а также мечта вырваться на свободу, которая осуществляется, правда, как-то однообразно и убого: мужчины мчат в море, на бегу снимая трусы.
Жизнь в фильме предстала практически раем, — продолжает Кондрашов. — Все герои счастливы, люди ничем не обременены. Да, коммуналки, но в тесноте да не в обиде. Никаких проблем, кроме творческих. Все бесшабашны и беспечны, о деньгах не думают, сочиняют песни, исполняют их в больших залах. Любят, кого хотят, курят и пьют, что и сколько хотят, иногда безобразничают, но им всё сходит с рук. Рай, который был потерян, когда пришла «свобода». «Свобода» и убила Цоя, Майка, Башлачёва и других? Фильм об этом? Нет. О рождении звезды по имени Цой? Тоже нет, слишком переврана биография. О свободе? Но её ни в фильме, ни в жизни героям особо не ущемляют. О борьбе? За что, с кем?»
«Фильм – это мюзикл, а не биографическая лента, в этом качестве его и надо воспринимать», – подчеркивает Вишня.

Источник: lgz.ru, vz.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version