Милий Балакирев: жизнь, посвященная музыке

0
Со дня рождения композитора исполнилось 185 лет

Знаменитый композитор Милий Балакирев много работал, но так и не нашел простого семейного счастья.

«Могучая кучка»

Милий Алексеевич появился на свет 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Мать мальчика занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, а отец Алексей Константинович являлся представителем дворянства и титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры. Но неожиданная смерть матери Милия положила конец его постоянным урокам музыки. Когда Балакирев-старший женился во второй раз, его зарплаты хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью. О том, чтобы оплатить учебу сына, не могло идти и речи. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в Нижегородский дворянский институт. Там Милию удалось получить среднее образование благодаря помощи местного дворянства.

В 16 лет он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем, но его учеба продлилась совсем недолго – спустя год парню перестало хватать средств на оплату образования. Чтобы прокормить себя, Балакирев давал частные уроки музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения – пьесы для фортепиано и романсы.

Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой. По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку. Тогда же Балакирев познакомился с Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным. В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа — наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

«Балакирева слушались беспрекословно»

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков замечал: «Критик, именно технический критик, он был удивительный». Милий в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико, — писал Николай Римский-Корсаков. — Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались люди без социальных и возрастных ограничений — «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров, а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты — Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме. Он вернулся к работе в бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы — обросли перьями, — писал Александр Бородин. — Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».
Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто. Из-за того, что Милий Алексеевич был заложником трудных жизненных обстоятельств (всю жизнь он еле-еле сводил концы с концами, о нем постоянно злословили недоброжелатели) и творческой, увлекающейся натурой, ему не удалось стать счастливым в личной жизни, найти жену и создать семью. Композитор так и остался навсегда холостяком, преданным только музыке.

В 1883-1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Милий Алексеевич исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. Симфоническая музыка Балакирева в эти годы стала очень известна. Умер Милий Алексеевич в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Culture.ru, 24smi.org

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version