Олег Яковлев: «Так, как я, не споет больше никто в мире»
Многие фанаты считают, что за 15 лет творческой деятельности вместе с Олегом Яковлевым группа «Иванушки International» добилась настоящего признания среди фанатов. Покинув группу в 2013 году, артист говорил, что был заранее уверен в дальнейшем своем успехе как независимого исполнителя.
«Я артист, хочу, чтобы меня видели»
Его родители познакомились в городе Чойбалсане, в Монголии. Его маме, учительнице русского языка и литературы, было тогда 40, а папе 18, отца Олег никогда не видел. Один телеканал предложил организовать поиски, но Яковлев отказался: «Мне это не нужно. У меня нет чувства брошенности, — говорил артист. — Я понимал, что это был красивый, яркий и страстный роман. Маме понравился молодой человек, который пошел из армии в увольнительную, ему тоже захотелось провести с ней какое-то время. Они встретились всего несколько раз. Так получилось, что папа уехал к себе на родину (он был из Узбекистана). Мама мне не рассказывала об отце, в нашей семье этот вопрос не поднимался. Ей от него ничего не было нужно. Мне тоже. Даже неинтересно было, как он выглядит. Я не понимал, почему должен его разыскивать, проливать какие-то пошлые слезы по телевидению».
Олег родился 18 ноября 1969 года в Улан-Баторе, а когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Селенгинск Кабанского района. Маленький, рабочий поселок с замечательными жителями. «Я в детстве всегда был стеснительным, у меня были свои интересы. Ходил в музыкальную школу, занимался спортом, но и для игр со сверстниками находил время. Нас было четыре друга. Мы стреляли самострелами, рогатками и дергали за косички девочек. Если я задерживался, конечно, мне доставалось, бывало, получал ремнем, в педагогических целях».
В старших классах он учился уже в Ангарске, там окончил школу. В Иркутске поступил в театральное училище на отделение кукольного театра. В начале карьеры там понял, что не хочет добровольно прятаться за ширмой: «Я артист, хочу, чтобы меня видели. У меня красный диплом, я профессионально владею этим искусством. Меньше месяца проработав в Иркутском кукольном театре, я принял решение уехать в Москву, — вспоминал Яковлев. — Был поставлен жизненный вопрос: возьмут ли меня в высшие театральные вузы? Это Щукинское училище, МХАТ и ГИТИС. Я поступил во все эти вузы, везде одержал успех. А ведь в Иркутске мне говорили, что с такой внешностью, как у меня, мое место только за ширмой, а в Москве, наоборот, оценили и мою внешность, и мой талант».
«Девчонки поняли, что я не подражаю Сорину»
В 1990-х годах Олег стал актёром театра Армена Джигарханяна, а чтобы было где жить, подрабатывал дворником: «Тогда же были замечательные условия: если ты работаешь дворником, то тебе дают комнату. Да, я мыл улицы, зато у меня была роскошная комната, метров 35, с 5-метровыми потолками. Мне еще повезло, что ко мне замечательно относилась моя бригадирша, которая не подселяла в мою квартиру больше никого, так что я практически жил один в шестикомнатных апартаментах».
Однажды Олег увидел объявление, что «Иванушки» ищут нового солиста. Во время работы в театре он записал песню «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона и Авось» и знаменитую «Джорджию». Кассету с записью вложил в конверт и отправил по почте по адресу продюсерского центра. Так в 1998 году он стал участником группы. «Первое время меня не рассматривали как постоянного солиста, — рассказывал Олег. — Ребята пытались всеми силами удержать Сорина, уговаривали, потому что все понимали, что он делает опрометчивый шаг. Я записал песню, потом забыл про это на несколько месяцев. Внезапно позвонил Игорь Матвиенко и спросил – ты можешь завтра вылететь в Сочи? Потому что, видимо, Сорин совсем взбрыкнул, мол, все, я никуда не еду. Я поехал, это было очень страшно, очень боязно».
Изначально пришлось туго, поклонницы Сорина на концертах скандировали – «Игорь, Игорь!», но страсти улеглись, когда записали «Тополиный пух» и «Снегири». Это композиции помогли Яковлеву раскрыться в полной мере. «Было какое-то время, месяц-полтора, когда я пытался выжить, что ли, чувствовалось и по пластике, и по голосу, что я сильно похож на Игоря. Потом произошел какой-то момент, когда у меня перестроился весь организм, пластика, — говорил Олег. — Спасибо Матвиенко, что он сочинил для меня “Тополиный пух”, и люди поняли, что я другой тембрально, я другой визуально, психически, у меня совершенно другие интересы. С “Тополиным пухом” я нашел себя именно вокально. Девчонки поняли, что я не подражаю Сорину, я стал Олегом Яковлевым».
Поклонницы заваливали артистов подарками. «Мы же всегда говорили: «Девчонки, нам ничего не нужно — ни цветов, ни мягких игрушек, ни подарков. Купите лучше что-то себе!» Мне уже было приятно то, что девушки просто пришли поздороваться на концерт, — говорил Яковлев. — Поклонницы не раз устраивали нам сюрпризы. Были истории, когда они одевались в форму официанток и приходили в гримерку, спрашивая, что мы хотим. Как они получали доступ к гримерке — я не знаю. Помню, однажды, Рыжего (Андрея Григорьева-Апполонова) напугала девочка, которая залезла в номер до его заселения и лежала под кроватью. А потом вылезла с криком: “Ха!” У него тогда чуть сердце не остановилось. Девушки прятались в шкафу, приставляли лестницу к окну, чтобы посмотреть, что я делаю в номере.
В 90-е и начало нулевых публика не жалела эмоции и дарила любовь. Самые яркие годы — 1998-2000, годы, когда мы исполняли суперхиты тех лет. Нас могли после концерта носить на руках, оторвать рукава и переворачивать машины с нами. Один раз фанаты в Санкт-Петербурге раскачали огромный автобус, и он упал на бок. Слава богу, c нами ничего не произошло, и мы пересели в другой автобус».
Будучи в группе, Яковлев снялся в клипе Пугачевой «Речной трамвайчик». Именно Алла Борисовна выбрала Олега для съемок. Но от гонорара за участие в клипе Яковлев отказался: «Я не имел права. Да, конверт был пухлый. Но я не имел права брать деньги за счастье, которое принесла эта работа мне и моим близким, это кощунственно. Сейчас, правда, иногда думаю – куда делся этот конверт, в чьи руки…»
«Девочка всегда должна быть королевой»
В 2013 году журналисты сообщили, что артист женится на своей фанатке Александре Куцевол, мол, она сделала все возможное, чтобы покорить сердце своего кумира. Даже перебралась из родного Нефтеюганска поближе к нему. «Слово “фанатка” здесь совершенно неуместно, — отвечал на это Яковлев. — Пресса печатает только то, что интересно, ярко и провокационно. Саша – это просто Саша, которая была знакома с моим творчеством, которая училась в Петербурге, мы там с ней и познакомились. На момент нашей встречи она давно жила в Москве и работала на Муз-ТВ, так что все это враки, и никуда она не перебиралась. Ну, может быть, чуть-чуть колдовала, — улыбался Яковлев, — но любовь – это магия. Мы пересеклись по работе, она снимала фильм к 15-летию группы “Иванушки International” как режиссер. Переломным моментом в наших отношениях стало, когда она пришла вечером ко мне домой, красивая, с мегамакияжем и длинными ногами. Все».
Для съемок своего первого клипа «Танцуй с закрытыми глазами» Олег не стал рассматривать профессиональных моделей и пригласил Александру: «Тогда у нас было что-то вроде медового месяца, мы поехали на Мальдивы. Была камера хорошая, были красивые виды. Как раз тогда мне прислали “мастер” – это готовая песня на профессиональном сленге. Я подумал – почему бы и не снять клип, красивые места, такая локация замечательная. У Саши каким-то волшебным образом нашлось красное платье. Может быть, это все было продумано: “Ой, у меня случайно есть красное платье, и камера хорошая, давай снимем клип”. Вот мы сняли клип, и он достаточно неплохой».
Но до свадьбы дело так и не дошло. «Я считаю, что никакое кольцо, никакая печать в паспорте, ни даже ребенок не будет препятствием, если люди устанут друг от друга и захотят расстаться, — часто говорил Олег. Он был уверен: — После свадьбы что-то меняется, происходит какой-то надлом, раз – штамп поставили, все, а теперь ты мой, а теперь слушай меня. Я столько раз это видел, когда менялись отношения на следующий же день – да, она уже в тапочках, да, она уже командует. Я этого не хочу, я этого не приемлю. Девочка всегда должна быть королевой, она должна быть без изъяна, девочки не жуют с набитыми щеками, девочки с утра всегда должны быть свежими, как лилия, должны всегда быть в безупречном красивом макияже.
Женщины никогда не должны ходить в стоптанных тапочках, никогда не должны грозить тебе кулаком. В идеале с утра должна быть богиня на каблуках, ночью – жрица. Никаких не должно быть полотенец на голове. Ты можешь не готовить. Но должна быть красивая всегда. У меня есть подруга, которая не выходит к мужу, пока не наклеит длинные ресницы, потому что он никогда ее не видел в плохом виде. Она два часа готовится для того, чтобы сказать “Доброе утро” своему супругу. Я считаю, что это деликатно. Саша – вот такая богиня». Сама Александра признавалась, что никогда не настаивала на свадьбе: «Мы абсолютно современные люди, без шаблонов, я такой человек по жизни и Олег, мы совпали на этой волне. Я не считаю, что человек обязан жениться или рожать детей. Никто никому ничего не должен».
«У меня есть дар – петь хиты»
Именно Александра сыграла большую роль в том, что Яковлев покинул группу «Иванушки». «Олег изменился как творчески, так и внутренне, стал расти. Появились, наконец, крылья за спиной, он стал чувствовать себя отдельным самодостаточным артистом, а не одним из троицы». Яковлев даже признавался, что считал, что Саша развалила группу: «Такой синдром Йоко Оно. Она начала говорить – ты лучший, может быть, так оно и есть. На самом деле она дала мне очень много силы и веры в себя. Еще до 2013 года я три-четыре года мучил Матвиенко, показывал песни, которые я сочиняю. Саша утвердила меня в мысли, что я могу быть сольным артистом. Александра Куцевол, которая работает со мной и ходит дома в халате и тапочках и совершенно не готовит, потому как не умеет, занимается моим продвижением, причем очень серьезно. Я благодарен ей за то, что у меня появилась возможность выпускать сольные песни, делать видео. Вы понимаете, что в группе я никогда бы этого не сделал. Я там был одним из трех, а потом стал сольной единицей. Мне не нравится такое слово – сольное плавание. Это называется сольная карьера артиста, осознанная, ответственная и интересная, отчасти пугающая, но восхитительная.
Нет, конечно, и я сам знал, что смогу, и все получится, и Матвей (Игорь Матвиенко) в меня верил. Большое ему спасибо, что разрешает петь репертуар «Иванушек», я этим не злоупотребляю, — говорил Яковлев за месяц до своего ухода из жизни. — Я не трогаю песни Сорина, я пою только то, что я спел. Игорь относится ко мне с большим добром и заботой, до сих пор моя трудовая книжка лежит в продюсерском центре Матвиенко, я до сих пор солист группы «Иванушки International», у меня идет стаж. Так что за мою пенсию можно не беспокоиться».
Покидая группу в 2013 году, Олег сказал такие слова: «Я отдаю себе отчет, что есть масса артистов, которые поют лучше, чем я, но скажу без ложной скромности – так, как я, не споет больше никто в мире. — Позднее он пояснил: — Когда я пел в “Иванушках” заглавные партии, все они становились хитами: и “Беги”, и “Реви”, и “Золотые облака”, и “Снегири”, и “Тополиный пух”. Не каждый артист это может. Я без ложной скромности скажу, что у меня есть дар – петь хиты, и именно так, как хочет композитор. Есть и особенность у голоса. В жизни я говорю очень низко, а пою я очень высоко, но когда я слушаю себя со стороны, я все равно себя узнаю. У меня очень узнаваемый тембр, такой, какой только у Олега Яковлева».
Он много работал, потом стало подводить здоровье. «Я заметила, что он стал много спать, но объясняла это усталостью или истощенностью, — говорит Александра. — Потом он стал покупать таблетки от кашля, надеясь, что помогут. Я отправляла его к врачу, но Олег был занят – подряд шли концерты. Стоило отказаться, но он отмахивался – мол, спою сейчас на корпоративе в Питере и тогда непременно схожу. В городе на Неве все прошло великолепно. После выступления – 13 июня – мы сели на ночной поезд. Олег попросил у проводницы мед, лимон и горячую воду. Сказал, что чувствует себя неважно. А в Москве пошел к врачу. Когда доктор сказал, что у него двусторонняя пневмония, у меня был шок».
28 июня в СМИ появилась информация о том, что Яковлев был госпитализирован в тяжёлом состоянии, впоследствии попал в реанимацию. На следующий день у него остановилось сердце. Прощание с Олегом состоялось 1 июля. Тело певца кремировали, а прах был захоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Mir24.tv, ProKazan.ru, «Сегодня» (segodnya.ua)