«Неуловимые мстители»: истории со съемок

0

Успех фильма стал неожиданностью даже для его создателей

Изначально снимать в картине «Неуловимые мстители» планировалось студентов театральных вузов, похожих на подростков. Но звёздами картины стали никому не известные школьники. Это не помешало «Неуловимым» стать настоящим хитом, который вот уже более полувека пользуется неизменной популярностью у зрителей самых разных возрастов.

В удачу поверьте

Основой для фильма послужила повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», изданная ещё в начале 20-х годов. Её герои – брат с сестрой и маленький китайчонок – помогали красноармейцам. Сценаристу Николаю Эрдману было поручено сочинить новый сценарий на основе повести. Режиссёром фильма планировалось назначить Александра Митту. Но он отказался, поскольку собирался снимать фильм «Звонят, откройте дверь». В результате снимать картину выпало Эдмону Кеосаяну – папе известного сегодня кинорежиссёра и мужа Маргариты Симоньян Тиграна.

В литературном источнике ребятам противостоит батька Махно, в киноленте его заменили на атамана Гната Бурнаша. Главных персонажей в книге было трое, а в фильме появился четвертый — гимназист Валерка Мещеряков. Название «Неуловимые мстители» появилось значительно позже — уже на съемочной площадке.

На роль детей планировали пригласить студентов ВГИКа. Но от этой идеи пришлось отказаться – никто из них на подростка не тянул. Героев стали искать по школам и клубам.

С исполнителем роли Даньки определились с самого начала. Витя Косых к этому времени уже успел засветиться в нескольких фильмах, а роль Кости Иночкина в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и вовсе сделала его знаменитостью. Поэтому сомневаться в том, что он справится с ролью Даньки, не приходилось.

Сложнее оказалось найти остальных.

Валерий Носик, пробовавшийся на роль гимназиста Валерки, показался режиссёру слишком старым. Тогда Косых порекомендовал своего приятеля – Мишу Метёлкина. Но Кеосаяну Миша не глянулся из-за своего роста. Однако мальчишке так хотелось попасть в кино, что он решил во что бы то ни стало вырасти. Всё лето он в огромных количествах поглощал морковку со сметаной. И то ли она помогла, то ли просто время расти пришло, но к осени парень вымахал на 7 сантиметров и был безоговорочно утверждён на роль.

Китайчонка Ли из повести решено было заменить на цыганёнка. В первом варианте сценария он погибал. Но потом решили, что для юношеского кино лучше всё же обойтись без жертв. Пацанёнка на роль Яшки искали по всей стране, пробовали более 8 тысяч детей. Один из актёров «Мосфильма» посоветовал Кеосаяну посмотреть ребят из знакомой семьи цыган. По другой версии, ребята сами нашли на железнодорожных путях обрывок газеты с объявлением о поиске актёров в фильм и решили попробовать. Домой после проб они возвращались без всяких надежд. Каково же было их удивление, когда оказалось, что Васю утвердили на роль!

На роль Ксанки нужна была спортивная девчонка, способная, по словам оператора картины Фёдора Добронравова, «остановить за крыло самолёт». Валю Курдюкову нашли в спортивном клубе – она была кандидаткой в мастера спорта по художественной гимнастике. К тому же Курдюкова оказалась удивительно похожа на Виктора Косых, так что было только плюсом для роли сестры Даньки. А на пробах она кулаком уложила пытавшегося по просьбе оператора задеть её пацана – оказалось, Валя занимается ещё и дзюдо. В общем, более подходящую кандидатуру на роль Ксанки трудно было представить.

В роли атамана Лютого Кеосаян видел Ефима Копеляна. Правда, худсовет настаивал на кандидатурах Льва Полякова и Петра Глебова. Но тут от съёмок отказался Ролан Быков, утверждённый на Бурнаша. И тогда эту роль решено было отдать Копеляну. А на Лютого пригласили более молодого актёра Владимира Трещалова.

Говорят, что во время съёмок Трещалов, обладавший сложным характером, вдрызг разругался с Кеосаяном, в результате тот безжалостно убил его героя. Режиссёр не позвал актёра даже на озвучивание, и Лютый в фильме говорит голосом Евгения Весника.

Юный Давид, сын режиссера Эдмонда Кеосаяна. С сайта culture.ru

Любопытный факт: Кеосаян снял в крошечной роли деревенского мальчугана своего пятилетнего сына Давида (старший брат Тиграна Кеосаяна) – в сцене с белокурой Жози (её сыграла очаровательная Инна Чурикова) и неподражаемым Бубой Касторским (Борис Сичкин), напомним лишь это: «Сегодня, вечерней лошадью, я уезжаю в свой любимый город Одессу, город каштанов и куплетистов». К слову, в продолжении фильма Давид появился в роли мальчика в ресторане, ну а в третьей части сыграл беспризорника. И, конечно же, совершенно нельзя забыть персонажа Савелия Крамарова, говорившего: «Гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина!..»

И нет нам покоя

Для съемок «Неуловимых мстителей» нужны были игровые лошади, которые обучены выполнять команды каскадеров, но многие уже были заняты на съемках эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Эдмонд Кеосаян решил начать работу в студиях «Мосфильма». За месяц здесь сняли основные сцены: в сельском домике, у колокольни, у бани. Лошадей позже арендовали у московского спортивного общества «Урожай». В середине июня команда фильма отправилась в «каховскую экспедицию» — в Херсонскую область, где начались натурные съемки.

«В свободное время мы ходили в Каховку, где была железнодорожная ветка от винодельческого завода. На ней снимались все эпизоды с поездом. Там были огромные виноградники, где мы играли в войну… Обстановка на съемках была наполнена радостью. Все взахлеб наслаждались чувством лихости от того, что скачешь на лошади, стреляешь… У нас был необыкновенный, буденовской породы, жеребец золотисто-рыжего цвета. Витька (Виктор Косых. — Прим. ред.) с пистолетом соскакивал с лошади и восторженно восклицал: «Я на Дефиксе!» И это было ощущение чего-то счастливого, солнечного, праздничного…» — рассказывала Валентина Курдюкова о натурных съемках «Неуловимых мстителей».

Всего для картины поставили 43 трюка. Руководили подготовкой профессиональные каскадеры — Петр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения, «падали» с крыши поезда и со скачущих лошадей. Кеосаян решил задействовать не только каскадеров, но и самих артистов, в том числе главных героев. Их научили всему — ездить на лошадях, стрелять и плавать.

Сложности возникли, когда снимали погоню за поездом.

Вот что рассказывала о съемках редактор Лариса Голубкина: «Степь, опаленная солнцем. Конечный пункт — ее кусок, зажатый холмами так, что получалось как бы ущелье, на дне которого были проложены рельсы. Приглядевшись, я поняла, что железнодорожная колея никуда не ведет, она обрывается вскоре, за дальним холмом. Эта дорога была специально построена для съемок одного из центральных эпизодов фильма — погони «мстителей» за поездом. На экране он сопровождался бурной песней — «Погоня, погоня, погоня в горячей крови!» — и вызывал неизменные аплодисменты юного зала.

Откручу ленту памяти немного назад. Когда этот эпизод еще только разрабатывался в режиссерском сценарии, наши консультанты, опытные каскадеры-конники, в один голос заявили, что его снять невозможно. Эпизод заканчивался сценкой, когда ребята соскакивали на лошадях с платформы движущегося поезда. «Лошади никогда не прыгнут на ходу!» — решительно заявляли консультанты. Но надо было знать Кеосаяна. Он всегда добивался того, что задумал. Препятствия вызывали в нем только дополнительный азарт.

Он посадил нас в темный зал, поставил на проектор склеенный «в кольцо» эпизод из американского фильма, в котором был подобный трюк, и заставил смотреть бесконечное число раз. Под конец все уже устали, изнемогли и отупели. Но, наверное, именно от отупения и ослабленного внимания, кто-то вдруг воскликнул: «Смотрите, да она стоит!» И тут мы увидели, что платформа действительно стоит, а с обеих сторон двигаются кусты, очевидно, тоже поставленные на платформы».

Тщательно прорабатывались и другие трюки. Так, деревянный мост, по которому проезжал состав со «мстителями», по сценарию должен был загореться и обрушиться. Но режиссер опасался, что конструкция сгорит слишком быстро и актеры пострадают. Поэтому Кеосаян решил построить второй мост, поджечь его и проверить, как долго он будет гореть. На съемках всех участников сцены одели в огнеупорные костюмы, а Ивана Каширина, который играл машиниста поезда, подменил сам Эдмонд Кеосаян. Обошлось без жертв.

Но на съемках фрагмента, где Данька останавливает мчащихся коней, травму получил Виктор Косых. «Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте», — вспоминал Виктор Косых.

Полный триумф картины, пожалуй, стал неожиданностью даже для её создателей. Все актёры, снявшиеся в «Неуловимых», в мгновение ока превратились в настоящих звёзд. «Мосфильм» засыпали письма от зрителей. Некоторые поклонники писали, что смотрели фильм больше 50 раз. Дети во дворах играли в «неуловимых», в домах культуры проходили творческие встречи с актерами.

После выхода первой части «Неуловимых» режиссёр Кеосаян поклялся не снимать продолжение, но успех «мстителей» был таков, что продолжения всё же появились. «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» — тоже имели успех.

Гори, но живи

Валя Курдюкова после выхода фильма подалась в цирковое училище, но училась в нём недолго. Во время гастролей она влюбилась в молодого певца Бориса Сандуленко и вскоре вышла за него замуж. Одно время Валентина работала буфетчицей в издательстве «Правда», продавцом в булочной, на продуктовом складе. О кино она больше не мечтала. Главным для неё стала её семья – муж и сын с дочерью. Правда, не дожив до 18 лет, сын Валентины умер от тяжёлой болезни. Сегодня только очень внимательный зритель сможет узнать в ней былую кинозвезду.

Михаил Метёлкин окончил экономический факультет ВГИКа. Некоторое время он руководил съёмками фильмов для зарубежного телевидения, а потом всё-таки затосковал по большому кино. Вновь окончил ВГИК, уже как режиссёр. В его дебютной ленте «Заморозки имели место» снимались Станислав Любшин, Виктор Проскурин и Анатолий Карпов. Но большого режиссёра из Михаила так и не вышло. Одно время он занимался документалистикой. В 90-е, когда кинематограф оказался в глубоком кризисе, подался в бизнес и добился успехов. Его по-прежнему узнают на улицах, просят автографы и приглашают на телепередачи, посвящённые знаменитой картине.

Василия-Яшку после выхода на экраны «Неуловимых» пригласили в цыганский театр «Ромэн». Но надолго он там не задержался – театральная дисциплина свободолюбивого Васильева угнетала. Какое-то время он гастролировал по стране, потом осел в Твери заведующим культурным центром творческих коллективов. На жизнь по-прежнему зарабатывает концертами, где главной изюминкой всё так же остаются песни, которыми когда-то рвал душу зрителю лихой цыганёнок Яшка.

Виктор Косых – единственный из всей четвёрки — пытался продолжить свою кинокарьеру. Отслужив в армии, окончил актёрский факультет ВГИКа, где учился на курсе у Сергея Бондарчука вместе с Андреем Ростоцким и Натальей Андрейченко. Однако ни одной серьёзной роли во взрослой жизни сыграть ему так и не довелось, в основном появлялся в небольших эпизодах. Судачили, что неудачи Косых заливал водкой. И якобы поэтому его долгое время вообще не было видно на экранах. В 2011 году умер в своей московской квартире от кровоизлияния в мозг. Для зрителей он так и остался Данькой из «Неуловимых мстителей».

Источник: «Новое дело», http://culture.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version