Одесская эмиграция персидского шаха

0

В сентябре 1909 года в Одессу прибыл в эмиграцию свергнутый с престола шах Персии (ныне Иран) Мохаммед Али. И с ним приехали гарем из 50 наложниц, шахская казна с редчайшими драгоценностями и двор с министрами.

По решению российского государя за этим правителем сохранились титулы «шах» и «величество», подтвердив тем самым его высокий статус. В эмиграции в Одессе персидский шах прожил 10 лет. Поселиться в Одессе шаху-эмигранту предложили в доме №2 по улице Гоголя. Иноземному изгнаннику понравилась близость дома к морю и историческому центру города.

Первым владельцем дома был Исидор Зенон Белина-Бржозовский — польский шляхтич. Бржозовские владели дворцом до 1909 года, и в этом же году он был сдан в аренду бежавшему от конституционной революции персидскому монарху Мохаммеду Али. Именно этому царственному беженцу дворец обязан своим народным названием Шахский.

В Одессе беглый шах вел любознательный образ жизни — посещал ипподром, театр, баню, тюрьму. Одесская пресса освещала буквально каждый шаг персидского шаха. К примеру, газета «Русское слово» в номере за 20 ноября 1909 года писала:

«Сегодня бывший персидский шах Магомет Али подробно осматривал тюрьму. Его сопровождали градоначальник И.Н. Толмачев, камергер Г.Д. Батюшков, евнух и свита. Недавний повелитель Персии заявил, что русские тюрьмы красивее персидских дворцов. Магомет Али был очень удивлен, когда узнал, что в России арестантов кормят за счет казны.

— У нас, — сказал он, — их кормят родственники; у кого таковых нет, те ничего не едят.

Магомет Али обошел помещения всех заключенных. Довольно долго оставался среди каторжан и пересыльных. Пересыльные на приветствие шаха ответили: «Здравия желаем, ваше величество». Затем бывшего шаха повели к политическим. О заключенных этой категории Магомет Али подробно расспрашивал сопровождавших его лиц.

Увидев закованных в кандалы, бывший шах пожелал посмотреть и находящихся в колодках. Ему сообщили, что в России колодок не существует.

Посетил бывший шах еще женское отделение, смотрел мастерские, больницы и кухни, пробовал арестантскую пищу. Покидая тюрьму, Магомет Али выразил свое удовольствие и благодарил администрацию».

Шах-эмигрант активно разъезжал по странам Европы, побывав в Австрии, Франции, Германии и Италии. Но на самом деле шах поехал любоваться не благоустроенностью Европы, а искать тех, кто поможет ему вернуть трон. И в 1911 г. Мохаммед Али вернулся в Иран с группой сторонников, к ним примкнули местные жители, и они без боя заняли несколько городов на каспийском побережье Ирана. Выиграли и несколько сражений с правительственными силами. Однако отсутствие грамотных командиров и достаточного количества боеприпасов и оружия, малые силы и предательство тегеранских монархистов обернулось поражением для Мохаммеда Али и его сторонников…

Любопытные одесситы и в первую очередь одесситки хотели хоть глазком посмотреть на гарем персидского шаха. Но это не удавалось никому. И, наверное, поэтому по Одессе ползли слухи, что уличенные в неверности наложницы выбрасывались из окна дворца в обрыв, на краю которого и размещалось здание.

Официально у персидского шаха была одна жена — Малекен Джахан, мать его сына Султан Ахмад Шаха. Краеведы утверждают, что в одном из своих писем к английскому премьеру Гладстону Мохаммед Али то ли в шутку, то ли всерьез писал, что «лучше прожить 50 лет с одной женой, чем один год с 50 женами».

Дочери персидского шаха получали образование в престижных школах и гимназиях Одессы.
В 1912 году шахскую дочь Хадидже-Ханум приняли в Одесский институт благородных девиц, основанный в 1829 году. Правда, устав этого закрытого женского института не предусматривал прием воспитанниц-иноверок, в том числе мусульманок. Причиной тому было то, что весь процесс обучения и воспитания в таких учебных заведениях был основан «на (православной) религии», а его прямой целью было «утверждать в сердцах девиц веру в бога». Однако, министр иностранных дел России С.Д. Сазонов отправил просьбу светлейшему князю А.А. Ливену, который управлял канцелярией по воспитательным учреждениям. В письме главы МИДа среди прочего говорилось: «Хадидже-Ханум с разрешения отца посещает дачу института, завтракает, готовит уроки, пьет чай и обедает вместе с воспитанницами; на всех окружающих производит впечатление живой, наблюдательной, сердечной и при этом с большим усердием относится ко всем занятиям. За два месяца своего посещения института (июнь и июль) Хадидже-Ханум настолько свыклась с обстановкой института и проявляет такое искреннее желание учиться, что шах и шахиня просят принять ее в начальный, 7-й класс института. Знания принцессы вполне соответствуют требованиям, предъявляемым для поступления в этот класс».

Его Величество Мохаммед Али, заботясь об образовании любимой дочери, разрешил принцессе проводить время вместе с воспитанницами Института благородных девиц с 11 часов утра до 8 часов вечера. Такое воспитание девочки из мусульманской семьи, даже знатной, было в то время явлением необычным и крайне редким. Тем более что речь шла о европейском образовании.

В Санкт-Петербурге дали высочайшее распоряжение принять в Институт благородных девиц персидскую принцессу.

…Неумолимо надвигался 1917 год. Бывший шах Персии оставался в Одессе и даже организовывал самооборону. Вот что писали об этом Виктор Файтельберг-Бланк и Валерий Шестаченко: «21 декабря 1917 года на дворец персидского шаха Магомет-Али напало 20 вооруженных грабителей. Однако шах был предупрежден о нападении и организовал засаду из милиционеров. Так что бандитов встретил ружейный залп, который отбил у них охоту соваться во дворец».

Шах прожил в Одессе до 1920 года. А потом уехал в Стамбул, затем в Италию. Умер Мохаммед Али в 1924 году в Сан-Ремо (Италия) в возрасте 52 лет.

Его сын Ахмад, ставший шахиншахом в 11 лет, конечно же, не правил страной сам. От его имени правили регенты. В 1923 году Ахмад, как и его отец, был отправлен в изгнание во Францию. Но это уже совсем другая история.

Справка. Шах Мохаммед Али взошел на престол в январе 1907 года после смерти отца. При вступлении на престол обещал соблюдать конституцию, дарованную его отцом в 1906 году, чего не выполнил.

15 февраля 1908 года в карету шаха была брошена бомба. Монарх не пострадал, но неудавшееся покушение сделало его крайне подозрительным. 3 июня шах, опасаясь очередного покушения, покинул дворец в Тегеране и уехал в загородные шахские сады.

24 июня 1908 года Мохаммед Али совершил государственный переворот, с помощью Персидской казачьей бригады разогнав парламент страны — меджлис. В 1908 году началось восстание против власти шаха. В 1909 было организовано покушение на Мохаммеда Али, шах уцелел. Революционеры вошли в Тегеран, объявили о низложении шаха и о передаче власти его 11-летнему сыну. Мохаммед Али скрылся в российской дипмиссии, а затем уехал в изгнание — в Одессу.

По материалам «Одесская жизнь»

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version