6 июня 1799 года родился великий русский поэт А.С. Пушкин, а замечательный портрет «Прощание Пушкина с Чёрным морем» (1877) создан в год пятидесятилетия со дня гибели поэта.
Портрет писали два великих художника.
Посмотрите на море. Как живое, правда? Конечно, такие волны могут принадлежать кисти лишь Ивана Айвазовского. Айвазовский искренне восхищался Пушкиным. Им даже довелось встретиться в сентябре 1836 года. Тогда молодому Айвазовскому было 19 лет, а до гибели великого поэта оставалось несколько месяцев. Александр Сергеевич посетил выставку в Академии художеств в Петербурге. Айвазовского представили Пушкину как одного из самых талантливых учеников академии. Так что его знакомство с поэтом оказалось мимолетным. Однако Айвазовский стал приятельствовать с вдовой Пушкина, которая еще при той, первой встрече на выставке, как вспоминал художник, «нашла почему-то во мне тогда сходство с портретами ее славного мужа в молодости».
Задумав картину «Прощание Пушкина с Черным морем» («Прощай, свободная стихия!») — своего рода иллюстрацию пушкинского стихотворения «К морю» — Айвазовский хорошо знал свои сильные стороны: море нарисовать — раз плюнуть, а вот человека нарисовать, да не просто нарисовать как элемент пейзажа, а показать личность — это уже была серьезная задача для мариниста. И тут на помощь пришёл другой великий художник — Илья Репин.
Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
В итоге перед нами великолепное море Айвазовского — бурлящее, живое, неистовое, с прозрачно-изумрудными волнами, с обрушивающейся со скалистого берега водой; море, шум которого слышишь, когда вглядываешься в картину. И яркая, отлично написанная фигура Пушкина. Взгляд поэта направлен вдаль, словно он прислушивается к рокоту волн, волосы развеваются на ветру, в одной руке шляпа, которую ветром почти сворачивает, вторая ладонь поэта опирается на камень. И, по замыслу Айвазовского, Пушкин произносит морю прощальные строки:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
…Айвазовский редко изменял любимой теме — водной стихии. Перед ее лицом человек обычно бессилен, и поэтому люди на картинах художника, как правило, гибнут. Только Пушкин, появляясь из раза в раз в работах Айвазовского (этому сюжету мастер посвятил около 20 полотен и рисунков, но больше соавторов для своих пушкинских картин не привлекал), общается с безудержным морем как равный, только за ним художник признает подобное могущество.
Источник: t.me/salam_ustani, culture.ru, artchive.ru