Тайны королевы Анны

0

Так уж получилось, что об Анне Австрийской, жене Людовика XIII и матери Людовика XIV, мы знаем значительно больше, чем о других французских королевах. Главным образом, это заслуга Александра Дюма, который воспел ее красоту в «Трех мушкетерах».

Благодаря таланту Дюма королева Анна стала настоящей романтической героиней. Алмазные подвески, любовь и смерть Бэкингема, ревность короля и ненависть кардинала — чем не атрибуты жизни роковой красавицы, чей сын стал самым знаменитым французским монархом?

Самый мрачный двор Европы

На самом деле, судьба Анны Австрийской была далеко не так романтична, как изобразил Дюма, хотя и не менее богата приключениями. Ана Маурисия, старшая дочь испанского короля Филиппа III, родилась 22 сентября 1601 г. при самом скупом, мрачном и религиозном дворе в Европе. В ту пору богатство и мощь государства начали потихоньку истощаться. Отец Аны был слишком слабым королем, чтобы удерживать в своих руках власть, и всеми делами заправлял его первый министр — герцог Лерма. Для своих удовольствий Лерма денег не жалел, а вот королевское семейство при нем жило по-спартански. Правда, в Испании считали, что детей нужно воспитывать в строгости, набожности и лишениях.

Приличного образования Ана так и не получила. В ту пору было принято учить принцесс только латыни и основам европейских языков, а все остальное время они должны были проводить в молитвах и рукоделии. Есть что-то вкусное или нарядно одеваться полагалось только по очень большим праздникам. Обычно же инфанты ходили в черных, громоздких и чудовищно неудобных платьях, бегать и играть не разрешалось (праздность при испанском дворе считалась тяжким грехом), за каждым их действием сурово следили дуэньи. Даже с родителями дети виделись только в дни, установленные регламентом. Нарушить его мог лишь Филипп III, но он почти не интересовался наследниками. Его жена, королева Маргарита, жила в условиях, не менее жестких, чем ее дочери. Выданная замуж в 15 лет, она почти каждый год рожала королю очередного отпрыска, и за 10 лет супружеской жизни возненавидела всё — мужа, которым вертел министр, самого министра, купавшегося в роскоши, в то время как ей приходилось чуть ли не голодать, ханжеский, погрязший в интригах испанский двор… «Лучше быть простой монахиней в Австрии, чем испанской королевой!» — жаловалась она австрийскому посланнику. Королева умерла в 27 лет, оставив малышей на попечение кормилиц.

Отказала Бэкингему

К тому времени Ане не было и десяти, но она была уже просватана — за австрийского принца Фердинанда. Принц приходился ей кузеном, но тогда это никого не смущало. Монархи старались заключать браки между своими. Но через несколько лет всё изменилось. В 1610 г. во Франции после убийства короля Генриха IV, враждовавшего с Испанией, власть получила его жена Мария Медичи, истовая католичка, жаждавшая дружбы с «первой христианской державой мира». По обычаю того времени, политический союз скрепили династическим: 10-летний инфант Филипп женился на одной из французских принцесс, а 14-летняя Ана вышла замуж за своего ровесника — юного Людовика XIII.

Знаменитая герцогиня де Шеврез, ставшая ее ближайшей подругой, втравила 24-летнюю королеву в любовную авантюру, за которую Анне пришлось дорого заплатить, — историю с герцогом Бэкингемским. Любимец английского короля и дам прибыл во Францию в 1625 г. — и был покорен красотой жены Людовика XIII. Скучающую Анну Австрийскую англичанин тоже очаровал без труда. Но, получив строгое воспитание, королева одаривала поклонника максимум восхищенной улыбкой.

В лице герцогини де Шеврез Бэкингем нашел верного союзника. Та готова была часами рассказывать королеве о красоте и щедрости герцога, потихоньку склоняя ее к тому, чтобы дать поклоннику «минутную аудиенцию». Наконец, на празднике Анна позволила де Шеврез увести себя прогуляться по одной из темных аллей. Через несколько минут из аллеи, по которой удалилась королева, послышался шум. Сбежавшиеся придворные стали свидетелями беспрецедентного зрелища: ее величество энергично вырывалась из объятий английского гостя. Скандал стал достоянием всей Европы. На следующий день герцог был вынужден уехать из Франции, а Анна Австрийская — давать объяснения мужу. Фактически, все произошедшее свидетельствовало скорее в ее пользу, но убедить в этом разгневанного Людовика было невозможно. Отношения между супругами, которые к тому времени и так были прохладными, испортились окончательно.

Никакой любви, только политика

Виновником неутихающей ярости мужа Анна считала нового первого министра — кардинала Ришелье. Вопреки тому, что писал Дюма, конфликт между королевой и Ришелье носил чисто политический характер. Министр проводил анти-испанскую линию в политике, и это, понятно, не устраивало сестру испанского короля. Кроме того, будучи истовой католичкой, Анна не могла понять, как глава французской церкви может быть союзником немецких протестантов в войне против ее кузена — католического императора.

Правда, Ришелье мирился с политической недальновидностью королевы. Хотя еще со времен скандала с Бэкингемом Людовик мечтал развестись с женой, кардинал понимал то, о чем и слышать не хотел обиженный муж — папа римский вряд ли бы дал согласие на расторжение брака, а значит, Людовик не смог бы жениться вновь. Франции же требовался наследник. Уговаривать его величество простить супругу пришлось несколько лет, причем Ришелье привлек к этому даже отставную фаворитку монарха. Наконец Людовик поддался, и через положенный срок вся Франция праздновала рождение дофина, спустя 22 года после заключения брака. Король был настолько рад рождению сына, что на какое-то время помирился с женой, в результате чего на свет появился еще один принц — Филипп.

Счастье на склоне лет

К тому времени Анна пересмотрела свое отношение к Ришелье и поняла, что кардинал — скорее, ее союзник, чем враг. Этому способствовал талантливый политик, которого Ришелье выбрал себе в преемники — Джулио Мазарини, с конца 1630-х гг. ставший любовником королевы. Ришелье же, как мог, старался помирить венценосных супругов. Увы, безуспешно: король не желал слышать о жене.

Смерть кардинала в 1642 г. поставила свободу, а то и жизнь Анны под угрозу — теперь ничто не мешало Людовику заточить королеву в монастырь. Но Анне Австрийской повезло: всего через полгода после смерти кардинала ее муж заболел и внезапно умер, не оставив даже толковых распоряжений по поводу регентства.

Благодаря Мазарини, регентство и власть достались Анне. Правда, в стране было неспокойно: бушевала Фронда, мятеж принцев, мечтавших прогнать «испанку и итальянца», устранить юного короля и возвести на престол брата почившего Людовика Гастона Орлеанского. Королеву спасло только то, что ее политические враги зачастую придерживались разных целей и постоянно переходили из лагеря в лагерь — то на сторону королевы, то на сторону мятежников. Анна и Мазарини вовсю пользовались этим: льстили, уговаривали, обещали златые горы, арестовывали, бросали в темницу, казнили… В конце концов, Мазарини навел порядок в стране, завершил Тридцатилетнюю войну с Испанией и выгодно женил молодого короля на инфанте. Умирая, кардинал оставлял Людовику XIV мирное и процветающее королевство.

После смерти министра и возлюбленного Анна отошла в тень. Она не очень ладила с высокомерным и эгоистичным старшим сыном королем-«солнце» Людовиком XIV и предпочитала ему общество ласкового и заботливого младшего сына Филиппа. Прожив бурную жизнь, королева даже в старости была очень хороша собой и выглядела моложе своих лет. В 1666 г. она умерла на руках у безутешного Филиппа.

По материалам Tsimbal.livejournal.com

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version