Туве Янссон и правила счастливой жизни муми-тролля

0
Муми-тролль был Кантом и поначалу пугал детей, его создательница стала миллионером, купила «пространство и тишину» и её чуть не убил корабль

В каждом из нас наверняка живет тайная мечта о возвращении в детство. В ту пору, где главной обязанностью было расти, и где родители, еще в статусе богов, могли исполнять почти все детские желания. Не удивительно, что Туве Янссон не захотела расставаться с детством и начала писать сказки.

«Для устрашения младших братьев»

9 августа 1914 года в Финляндии родилась создательница милых героев и их волшебного мира — писательница Туве Янссон. Она подарила нам Муми-тролля, Снусмумрика, фрекен Снорк, Сниффа, малышку Мю и многих других любимых и незабываемых персонажей. Но вначале в ее жизни появилось художественное творчество. Это было закономерно. Её мать, художница Сигне Хаммарштен, к которой Туве всю жизнь будет очень привязана, внимательно следила за развитием дочери, и как только позволил возраст, девочку отдали в местную школу искусств.

Позже Сигне станет прототипом Муми-мамы. К слову, выдающаяся была женщина, стреляла из ружья, по сути, содержала семью, половина финских почтовых марок – ее работы. Отец — Муми-папа – в жизни Виктор Янссон, довольно успешный скульптор, одна из его работ – фигуры играющих детей в фонтане «Водяные нимфы» на Эспланаде рядом с рестораном Kappeli. В лице девочки можно разглядеть черты юной Туве.

В подростковом возрасте Янссон покинула родительский дом и уехала учиться в шведский Колледж искусств. После окончания учебы вернулась на родину, где открывается первая персональная выставка молодой художницы. В дальнейшем ее живописные работы были представлены на многих выставках Финляндии и Швеции, она много работала для театра, иллюстрировала книги и журналы. Янссон любила английскую литературу и поэтому с особым воодушевлением трудилась над рисунками к книгам Л.Кэрролла и Дж. Р. Толкина.

История необыкновенных существ муми-троллей тоже началась с рисунков — комиксов, которые рисовала Туве. Первого героя по имени Муми-тролль девушка нарисовала «для устрашения младших братьев». По другой версии, это был «портрет Канта». Имя величайшего мыслителя под зловещей фигуркой с досадой нацарапала Туве, когда разговор с братом о немецком философе зашел в тупик.

Но как в голове Янссон появились эти создания? Дело в том, что когда Туве была маленькая, родной дядя предупреждал, что если племянница не перестанет по ночам таскать из буфета продукты, то некие тролли накажут её. И для пущей убедительности дядя издавал страшные протяжные звуки, которыми существа якобы переговариваются: «Му-му-ми-и!» Стало быть, они — муми-тролли, это и запомнилось малышке Туве.

Деньги и популярность

О своем первом герое Янссон написала на обоях в летнем домике, что это «самое уродливое существо», которое она когда-либо видела. Предок известного нам Муми-тролля и, правда, был черным, тощим и довольно страшненьким. Но прошло время, постепенно его облик изменился, он прибавил в весе, округлился, превратился в симпатичного толстячка в цилиндре, и мир сошел с ума.

Получились литературные шедевры, которые триумфально пронеслись по всему миру. Появились книги «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Волшебная зима», «Опасное лето» и другие. В 50-60 годах Туве Янссон стала миллионером. Она написала и нарисовала в общей сложности полтора десятка книг и комиксов про муми-героев.

«Шляпа волшебника» была переведена на 30 с лишним языков. На пике популярности книги о муми-троллях издавались в 17 странах. Доходы от игрушечной муми-продукции были огромны. На бортах самолетов финского авиаперевозчика Finnair до сих пор красуются знаменитые персонажи. Это явно были не пять минут славы. С выхода первой книги «Маленькие тролли и большое наводнение» в 1945 году, популярность обитателей долины муми-троллей не отступала, а, наоборот, набирала обороты и нарастала, как снежная лавина.

При том, что в своих книгах Туве Янссон писала об опасностях, смертоносных кометах, разрушительных ураганах, наводнениях, чудищах, чудовищах и даже об алкоголе и смерти, весь выводок муми-троллей стремительно взлетел на мировой Олимп сказочных персонажей. Это напоминало сумасшествие. Счет читателей шел на миллионы.

Ее дом превратился в сказочную мастерскую, весь мир переводил ее книжки, перепечатывал ее рисунки. Забавные существа стали символом, их тиражировали в спектаклях, мюзиклах, комиксах; они разошлись на майки, кепки, значки, кружки, обои и магниты. А в эпицентре сумасшедшей карусели денег и популярности была она — фру Янссон.

Персонажи повзрослели

В 1963 году Туве Янссон получает государственную финскую премию, а в 1966 ее признает мир, наградив Золотой медалью Ганса Христиана Андерсена. Но самой престижной наградой Туве считала Орден Улыбки, присуждаемый самому любимому детскому писателю польскими детьми.

Однако известная сказочница никогда не относилась серьезно к своей «муми-деятельности». Она продолжала заниматься тем, что считала нужным. Рисовала картины, увлекалась монументальной живописью, расписывала фрески в залах мэрии в Хельсинки и Хамине, стеклянные витрины в ресторанах, лифты, заводские столовые, стены в детской больнице. В церкви города Туева — алтарь работы фру Янссон, сюжет по мотивам притчи о девяти девах.

Кроме того, у Янссон начался новый период и в литературном творчестве. Она писала взрослые книги не про муми-троллей. В 1968 году рассказала о своем детстве в автобиографической повести «Дочь скульптора». В 1971 и 1978 годах опубликовала сборники рассказов «Слушательница» и «Игрушечный дом». А в 1974 году вышел роман «Город солнца». Янссон описывает тихий городок, где живут пенсионеры. Это спокойное местечко с массой комфортабельных пансионатов, которые ждут клиентов. Время там будто замерло, но жизнь обитателей городка при этом полна горячих споров, событий и приключений.

И снова Туве имела успех: ее реалистические произведения были призваны «значительным явлением современной скандинавской прозы». Те, кто читал взрослые книги Янссон, понимают, что тревожные филифьоньки, обстоятельные хемули и сочувственные муми-тролли продолжают присутствовать в ее новеллах, только теперь они выглядят как обычные люди, чьи-то тети, дяди, бабушки и соседи. И тем, кому в детстве нравились муми-тролли, и тем, кто читает о них сейчас своим детям, наверняка будет интересно узнать, что со сказочными героями случилось, когда те повзрослели.

Купила «пространство и тишину»

Баснословно разбогатев, Туве Янссон почти ничего не изменила в своей жизни, продолжала пользоваться общественным транспортом, сама ходила за покупками, так и не наняла секретаря или помощника и всю жизнь самостоятельно разбирала письма поклонников.

Потом она купила себе остров Кловхарун в Финском заливе. Сегодня он принадлежит ее родственникам и в летние месяцы туда можно приехать и посмотреть, как жила финская миллионер. Это даже не дом, это скворечник на скале. И ведь это был личный выбор фру Янссен. В молодости она обожала шумные компании и вечеринки до утра, но во второй половине жизни очень хорошо разбиралась в одиночестве. По сути, и все ее герои были бесконечно одиноки. И особенно эта холодная, отвратительная и такая драматичная Морра.

И потом, «чтобы придать очертания большой мечте, нужны пространство и тишина». Такие люди, как Туве Янссон, заработав миллионы, покупают не самолет или алмаз с лошадиную голову. И это нам кажется, что они покупают крошечный островок с дощатой хибарой, на самом деле, они приобретают вот это: «пространство и тишину».

К слову, прославленной художнице и писателю долгое время не удавалось осуществить свою мечту. Препятствовала… гильдия рыбаков. По мнению этой влиятельной организации, присутствие художницы на острове было нежелательно, поскольку могло побеспокоить популяцию тунца и семги. Ну что тут скажешь?

Кроме вполне очевидных сложностей, опасностей и неудобств, было еще и испытание уединением. Каким самодостаточным должен быть внутренний мир человека, чтобы не тяготиться, а желать подобного робинзоновского одиночества на крошечном скалистом клочке земли, затерянном в глубине Финского залива!

Мужчин не чуралась, но женщин любила

Девизом Туве Янссон было Labora et amare — «Работать и любить». И действительно, не только работа, но и любовные отношения занимали значительную часть её жизни. В юные годы Туве не чуралась общества мужчин и некоторое время даже была помолвлена с одним финским журналистом и критиком, однако эта помолвка была в итоге разорвана. После 35 лет Янссон обнаружила в себе бисексуальные наклонности и с той поры вступала в интимные отношения только с женщинами. В творческой среде, где вращалась писательница, к однополым связям относились терпимо, но финское общество того времени отрицательно реагировало на людей, вступающих в отношения с представителями своего пола. Поэтому Туве и ее подруга, художница Тууликки Пиетиля, много лет скрывали эти отношения от общественности. Туве и Тууликки познакомились в Париже, где Пиетиля училась в художественной академии. Они прожили вместе больше 30 лет, до самой смерти Янссон, не привлекая к себе дешевого внимания публики и прессы, каждое лето проводя в уединении на том самом острове Кловхарун.

Вот интересно, как две женщины жили в этом мире чаек и ветров, в крошечном доме, притулившемся на краю скалы? Ни водопровода, ни электричества. И вместе с тем все, что так любила художница: открытое море, изменчивая северная волна, шторм, штиль, суровая природа и лодка как единственная связь с цивилизацией.

В одной из своих книг Туве описывает, как однажды женщины оказались вынуждены выйти в море в непогоду. Постепенно лодку обступил туман. И вдруг, в этой плотной и непроглядной белой мгле, совсем рядом с ними, тихо, как призрак, пронесся бок огромного корабля. Лодочке удалось уцелеть, ее трепало и раскачивало на волне, и еще долго не отпускал страх.

В другой раз обитательницы дома проснулись от грохота снарядов – где-то рядом войска проводили учения и пристреливались, паля по островам. Наутро, обходя свои владения, женщины обнаружили следы от снарядов на камнях.

Порой к их острову причаливали лодки, и кто знал, кого ненароком могло занести в гости. Однако, похоже, они не боялись чужаков. Говорят, до сих пор в окне дома сохранилась записка Туве: «Ключ от домика висит прямо над дверью. Пожалуйста, окна не разбивайте. Когда будете уходить, заприте дверь».

Впервые публике стало известно об отношениях Туве и Тууликки в 1993 году во время встречи с прессой, где дамы открыто рассказали о своем романе. До этого на вопросы о личной жизни Туве отвечала одинаково — говорила, что не одобряет институт брака в принципе.

«Быть счастливой очень легко»

Рассказывают, что 80-летие Туве Янссон в Финляндии отмечали, как общегосударственный праздник – праздничными шествиями и салютом. А на похоронах в 2001 году политики говорили, что эта хрупкая женщина с мальчишеским лицом внесла огромный вклад Финляндии в сокровищницу мировой культуры. Сегодня памятник на могиле художницы — скульптура играющего ребенка. И хотя она сама не верила в брак и не хотела иметь своих детей, именно им она угодила, как никто другой. Возможно, потому что до конца жизни сама оставалась немного ребенком.

Но не только оригинально украшенная могила напоминает о Туве Янссон. Каждый пятачок земли в Финляндии стал ей памятником. С каждой витрины, из шкафов, окон, постелей и даже кастрюль выглядывают ее муми-тролли и их друзья. Неудивительно, что правила жизни сказочных персонажей стали чуть ли не жизненным кредо для некоторых реальных людей. Итак, запоминайте и вы советы забавных обитателей Мумми-долины, советы, которые, возможно, помогут стать счастливее.

«Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко».

«Он успел понять, как важно повременить, когда чего-то сильно желаешь».

«Просто это очень опасно — говорить кому-то о своих самых сокровенных мечтах».

«Не стоит волноваться. В мире нет ничего страшнее нас самих».

«Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь».

«Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы».

«Драгоценности — это единственный достойный подарок даме».

«Одинаково важно знать две вещи: как быть одному и как быть с другими».

«Нужно остерегаться последствий своей неумеренности».

«Лучше всего путешествовать ночью».

«Ваши планы необязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми».

Источники — «Евромаг» , «Культурная столица» , «24СМИ» , m24.ru

Share.

Comments are closed.

Exit mobile version