Удивительная история песни Шульженко

0
Невероятно, как могут быть связаны между собой бесконечно далекие друг от друга вещи, люди, события — стоит только потянуть за ниточку…
Одна из самых популярных песен в исполнении Клавдии Шульженко — «Записка».
Я вчера нашла совсем случайно
У себя в шкафу, где Моцарт и Григ,
То, что много лет хранила тайно
В тёмных корешках пожелтевших книг…
Вашу записку в несколько строчек —
Те, что я прочла в тиши,
Ветку сирени,
Смятый платочек —
Мир моих надежд, моей души…
Впервые Шульженко спела эту песню в 1940 году, и с тех пор «Записка» всегда была в репертуаре певицы. Случай свел Клавдию Ивановну с молодым поэтом Павлом Германом. Он сам подошел к ней после выступления и предложил спеть сочиненные им песни. Так в ее репертуар вошли «Записка», «Шахта №3», «Не жалею», «Кирпичики». Автора слов этих песен, Павла Германа, сегодня мало кто помнит. Но именно ему принадлежат, например, знаменитые строки, опубликованные в «Авиамарше», 1921.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца пламенный мотор.
Тем удивительнее узнать, что романс «Только раз бывают в жизни встречи» — тоже его авторства. И «Всё, что было», и «Саша, ты помнишь наши встречи?» — также написаны Германом.
А кто же написал музыку «Записки»? Имя композитора оставалось неизвестным долгие годы — лишь в 1976 году, на юбилейном концерте Шульженко, ведущий сообщил миллионам телезрителей, что автора «Записки» зовут Игорь Бродский.
Ведущий немного ошибся. Во-первых, не Игорь, а Николай. Во-вторых, западный мир знал его как Николаса или Миклоша. Родился Николай Бродский в Одессе, в еврейской семье. В 1920 годах его семья эмигрировала и поселилась в Будапеште. Там он учился музыке, основал свой джаз-оркестр, записал несколько шлягеров. А в 1934 году уехал в США, где стал автором популярнейшей музыки ко многим кинофильмам. Кстати, стихи к его песням чаще всего писал Сэмми Кан. А самым известным фильмом с музыкой Бродского стал «Любимец Нового Орлеана», песня «Be my love» из этого фильма в исполнении Марио Ланца вошла в песенную классику.
А песня, которую исполняла Шульженко, была написана для Гитты Альпар — молодой и талантливой певицы европейской оперы, а затем и оперетты. В 1932 году Гитта впервые появилась и на киноэкране, в немецком музыкальном фильме под названием «Gitta entdeckt ihr Herz» («Что может быть прекрасней твоей любви»). «Что может быть прекрасней твоей любви?.. Что может быть прекрасней того счастья, которое ты мне даришь?.. Что может быть прекрасней твоих любящих глаз?» — пела Гитта.
В этом фильме Гитта Альпар снялась вместе со своим мужем Густавом Фрёлихом. Они были очень красивой парой и нежно любили друг друга, однако, в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты и брак с еврейкой Альпар стал для Фрёлиха предосудительным и опасным. Некоторое время Фрёлих пытался игнорировать это обстоятельство, в 1934 году у них даже родилась дочь Юлика — точно так же звали и героиню Гитты в фильме «Gitta entdeckt ihr Herz», но затем карьерные соображения взяли у Фрёлиха верх, и в 1935 году их брак распался — развод Гитта своему бывшему мужу никогда не простила.
Гитта уехала от ужасов нацизма в США. А Фрёлих скоро увлекся Лидой Бааровой, да так, чтобы планировал на ней жениться, купил виллу в берлинском пригороде, где и поселился с невестой. Настоящее имя этой чешской актрисы было Людмила Бабкова. Немецкие продюсеры разглядели в ней экзотическую женщину-вамп, и уже в 1934 году 20-летняя Лида получила приглашение от студии Ufa и переехала в Германию. В том же году в павильонах киностудии Лида Баарова была представлена Адольфу Гитлеру, на которого молодая чешская актриса произвела неизгладимое впечатление, напомнив о трагически погибшей племяннице Ангелике Раубаль. Гитлер несколько раз приглашал Баарову на чаепития в рейхсканцелярию.
Вскоре Лида стала мегапопулярной. Ее даже звали в Голливуд, но она отказалась, предпочтя продолжать карьеру в Германии, о чем впоследствии пожалела — в своих воспоминаниях она заявляла, что могла бы стать такой же знаменитой, как Марлен Дитрих.
Однако ни отношения с Фрёлихом, ни карьера в Германии у Бааровой не сложились… из-за знакомства с Йозефом Геббельсом. Встретившись с Лидой, рейхсминистр пропаганды страстно влюбился и закрутил роман, который немедленно стал достоянием общественности. Геббельс был даже готов развестись с женой и попросил на службе отставку, чтобы уехать с возлюбленной заграницу. Но Гитлер, чьи симпатии были на стороне Магды, отставку не принял и запретил Геббельсу видеться с Лидой.
Бааровой было запрещено сниматься в кино, была организована её травля. Фильм 1938 г. «Прусская любовная история» с ее участием был запрещён к показу. Баарова вернулась в Чехословакию, но так и не смогла достойно вернуться в кино. Кроме того, после окончания войны ее приговорили к тюремному сроку за сотрудничество с нацистами, да и после выхода из тюрьмы Баарова осталась, по сути, изгоем, а последние двадцать лет жизни провела в нищете и забвении в Зальцбурге, где и умерла осенью 2000 года.
Вот такая история — о том, что всё на свете может быть связано самым удивительным образом.
Источник:  http://izbrannoe.comhttp://vilavi.ru
Share.

Comments are closed.

Exit mobile version