Он и сегодня продолжает активно гастролировать
Последние публикации в микроблоге Instagram Виктора Салтыкова заставляют его поклонников с грустью вздыхать. Многие стали замечать, что их кумир из 90-х заметно постарел. Его лицо не щадят морщины, а в глазах уже нет былого азарта.
«Пел с самого раннего детства»
Родился артист 22 ноября 1957 года в обычной семье. Музыкальный дар проявился у Виктора еще в раннем детстве. Он с удовольствием пел дома, в детском саду и школе. У мальчика была мечта стать певцом. В 14 лет Виктору дарят гитару, он осваивает игру на инструменте самостоятельно, затем продолжает учебу в музыкальном кружке. Но родители настаивали на серьезной профессии.
«Мама с тетей считали, что музыка — это полная ерунда, требуется нормальная профессия. Вот я и поступил в ЛИИЖТ, специализировался на автоматике и телемеханике. Практику проходил проводником в поездах, а в последнее лето перед выпуском — на Московском вокзале. Занимался там всякими стрелками, реле, путевым хозяйством. Хотя, честно говоря, настолько в то время был увлечен музыкой, что даже не думал работать на железной дороге. Пел с самого раннего детства. Всюду, где звучала музыка. Такова была потребность души. Как ни странно, учеба в ЛИИЖТе мне помогла — там я познакомился с людьми, без которых вряд ли бы стал музыкантом. Помню, в 1985, за день до защиты диплома, меня впервые показали по ТВ».
Но еще двумя годами ранее он в составе группы «Мануфактура» получил Гран-при первого фестиваля Ленинградского рок-клуба и был признан лучшим вокалистом. «Мы почти мгновенно влились в рок-тусовку и сразу же обошли такие известные коллективы, как “Аквариум”, “Пикник”, “Зоопарк”. Мы играли действительно качественную музыку, которая шла от души. Жаль, потом ребят из «Мануфактуры» забрали в армию, и я остался фактически один. Дальше, в «Форуме», пришлось в какой-то степени идти на компромисс с самим собой».
«По числу концертов мы опережали саму Аллу Пугачеву»
Виктор становится солистом «Форума». В его составе к певцу приходит невероятная популярность и всесоюзная слава. С ним связаны самые знаменитые хиты Салтыкова «Белая ночь», «Улетели листья», «Кони в яблоках» и другие. Группа гастролирует внутри страны и имеет ошеломляющий успех.
«В рок-среде в те времена презирали деньги, а в «Форуме» существовала определенная коммерческая основа, — говорит Салтыков. — Но, с другой стороны, все музыканты тщеславны, пусть кто-то и не признается в этом даже самому себе. Мне было приятно, что в «Форум» пробовались 46 певцов (в том числе актер Дмитрий Харатьян), а взяли именно меня. И то, что на пике популярности по числу концертов мы опережали саму Аллу Пугачеву, по праву считались одной из самых популярных групп страны, стали для народа яркой музыкальной вспышкой».
Был случай, когда автомобиль с артистами подняли и несли на руках. Можно ли желать большего? Но Виктор получает новое предложение, принимает его и становится солистом московской группы «Электроклуб». Его место в «Форуме» занимает Сергей Рогожин. Приглашение в «Электроклуб» Салтыков получает от Давида Тухманова – знаменитого композитора, пишущего песни для коллектива. В группе выступали два солиста: Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Виктор заменил Талькова, который уходит, чтобы начать сольную карьеру. В Москву переезжают и остальные музыканты «Форума». Обновление состава обеспечивает популярность группы в молодежной среде.
Именно Виктор, работая в группе с Ириной Аллегровой, подсказал ей изменить имидж: «Она была тогда очень консервативной, выступала в закрытых платьях. А я ей сказал: «Ира, не придумывай ничего, превратись в девочку! Джинсы порви, цепи надень. Время диктует свои правила, пусть это будет нелепо, но на тебя отреагирует публика». Она долго сомневалась, но таки послушалась, и все у нее получилось. А когда группа распалась, ей повезло больше нас всех в сольной карьере. Ира уже была не связана узами браками, а мне семья не давала развиваться дальше. И потом: мудрой женщине всегда легче в шоу-бизнесе».
Все, кто сталкивался с Ириной Александровной, рассказывают о ее сложном характере. «На самом деле Ира вполне нормальный человек, — говорит на это Салтыков. — Но, конечно, за эти годы прибавилось много негативного. Как-то я хотел пригласить ее на свои концерты, звоню, поднимает трубку ее дочка и говорит: «Виктор, мы не можем участвовать в этих проектах!» Я ей объясняю: «Лала, давай по-человечески подойдем к данному вопросу, вспомним время».
Аллегрова мне всего один раз отказала, и то это было красиво сказано: «Мы улетаем в Америку». Хотя я прекрасно знал, что ни в какую Америку никто не летел. А вот, например, с Сергеем Рогожиным, с которым мы особо никогда не дружили, другая история: если ему что-то понадобится, я всегда откликнусь. Честно признаюсь, у нас в группе панибратства не было. Мне иногда интереснее было дружить с техниками и световиками, чем с коллегами, потому что эти люди оказывались намного проще».
«Моя фамилия еще срабатывает»
С 1990 года Виктор Салтыков работает самостоятельно. Дискография певца пополняется новыми альбомами. Но публике интересны старые хиты: «С этим ничего не поделать — закон жанра. Я так устал от этих песен, считаю, что «Кони» — это моя могильная плита. Не знаю, как переубедить зрителей?» Но сам понимает, что такова ситуация неизбежна: «Когда я ходил в Америке на концерты Стинга и Пола Маккартни, убедился, что, при всем их величии, они все равно поют свои старые хиты. Многие сегодняшние молодые люди знают Тимати, но не знают Маккартни. Моя фамилия еще срабатывает. И все же когда я в свои годы пою «Кони в яблоках» и скачу по сцене — меня это раздражает. Но я себя успокаиваю тем, что народ ностальгирует по тому времени. Поколение 80-х сейчас активное. Почему меня еще приглашают на концерты? Да потому, что в те времена этим людям было по 17—18 лет. А сегодня им под 40 лет. Заявки на корпоративы поступают именно от них. За счет этого и живу сегодня. Когда приезжаю на такие концерты, эти ребята ко мне подходят и говорят: “Виктор, я под ваши песни с девушкой целовался. Мы зажигали, танцевали”».
В лихие 1990-е годы он пользовался особой популярностью в среде криминальных авторитетов: «Это было в 1990-е годы, когда люди вокруг мочили друг друга. Я тоже попал в криминальный круг. Как-то меня пригласили на свадьбу, там было много гостей, но все они имели связь с преступным миром. Когда я туда попал, то думал: «Выступлю — и все». Но тут возникли стычки. Эти ребята начали в грязной форме приставать к моей костюмерше, я за нее заступился. В итоге дошло до драки. Меня начали обливать водкой. У меня жена тогда только родила. И я жутко испугался. Уже стал размышлять, как будет жить моя семья, если меня вдруг убьют. С ужасом сейчас вспоминаю эти события, хорошо, что все закончилось, и мы остались живы. Сейчас, если попадаю в такие ситуации, то стараюсь уже не расслабляться. А тогда все казались мне хорошими, я не ждал подвохов, неожиданных поступков, а оказалось, что некоторые люди ведут себя хуже зверей».
Также в период его молодости артисты, как и сейчас, не брезговали фонограммой. Салтыкова подсадил на это покойный Александр Барыкин: «Он как-то зашел к нам в гримерку после концерта и говорит: «Ребята, зачем вы паритесь. У вас столько концертов, запишите концерт на бобину и отправляйтесь на гастроли». Мы так и сделали. Да и невозможно было чисто физически живьем пропеть четыре-пять концертов в день. Мы приезжали в город, проигрывали концерт онлайн, потом записывали его на бобину в том виде, в каком он был, не останавливая пленку. Благодаря этому у людей складывалось ощущение живой работы. Помню, у нас было такое условное название. Мальчик, который включал фонограмму, был похож на Толю Клюквина из детского мультфильма. И композитор Саша Назаров, давая указания на следующий концерт, говорил: «Сегодня работаем под Клюквина». Слово «фонограмма» произносить вслух запрещали, а это наше кодовое слово весь коллектив понимал сразу».
«Во все трудные моменты жена была рядом»
В молодости у Салтыкова было множество поклонниц: «Моя питерская квартира вся была завалена письмами. Приходило их столько, что когда в квартире это добро не помещалось, я отправлял все в чулан. Причем первое время я старался все письма читать. В основном были банальные признания в любви. Или исповеди, я их откладывал. А про себя думал: сколько книжных романов можно было написать. Кстати, писали, как правило, очень красивые девушки. От парней тоже приходили послания, но реже.
Девушкам я старался отвечать. Но когда начался шквал писем — роль отвечающего я отдал нашему музыканту. Он отписывался короткими фразами: “спасибо” или “очень хорошее письмо”. А так, чего греха таить, в юношеские периоды и девчонки в номера забирались. Это такой молодежный кураж. Без приключений музыканту неинтересно. Девушки сами предлагали мне правила игры. Может быть, если бы предлагали что-то другое, мы бы книжки читали, а так они говорили: «Давай затусим». И я себя в те годы от соблазнов не удерживал. В такие моменты тебя посещает мысль, что живешь один раз — и больше ты этого человека не увидишь, и как же ты можешь это пропустить. Но у меня не было какого-то спортивного интереса. Я периодически в кого-то влюблялся. У меня были и короткие, и сложные длительные романы».
Первой его женой была певица Ирина Салтыкова, с которой он встретился в 1985 году. Дочь Алиса родилась в 1987. В 1995 супруги расстались, дочь пошла по стопам родителей – строит свою музыкальную карьеру. В 2017 году Виктор Салтыков стал гостем программы «Секрет на миллион». Пришла туда и бывшая его жена Ирина, где рассказала, что во время их брака мужчина злоупотреблял алкоголем и не раз поднимал на нее руку. По ее словам, это и стало причиной их развода. Певица также призналась, что после рождения дочки Алисы Салтыков дважды вынудил ее сделать аборт.
Однако певец опровергнул ее обвинения в алкоголизме и рукоприкладстве. Через неделю мужчина стал гостем передачи «Звезды сошлись», где сообщил, что Ирина врет. У него никогда не было алкогольной зависимости, и он никогда не проходил специальное лечение. Виктор не спорит, что многие представители шоу-бизнеса любят выпить, но вся проблема творческих людей в их одиночестве.
«Свою дочь Алису я давно не видел, но только по одной причине – мама сделала все, чтобы она со мной общалась редко, — говорит Салтыков. — Каждый раз Ира пытается палки в колеса вставлять, хотя Алиса взрослая женщина и вправе сама решать, с кем общаться. Иногда она мне пишет, хотя с днем рождения в последний раз не поздравила. Я и не навязываюсь. Нехватки в общении нет – у меня уже много лет другая жена. И все, что связано с той моей семьей и жизнью, для меня – закрытая книга».
Его вторую супругу тоже зовут Ирина: «Она появилась как волшебница и все в моей жизни изменила. Во все трудные моменты была рядом. Мне было все равно, что там происходит во внешнем мире: популярен я или нет. Она была еще школьницей, когда мы познакомились. За компанию пришла на мой концерт, но после знакомства я на время ее потерял, а потом вновь случайно увиделись. Это не был какой-то мимолетный роман, у меня что-то внутри перевернулось. Я даже сегодня, когда начинаю подсчитывать, сколько лет мы живем, пребываю в шоке и говорю ей: “Ира, неужели мы вместе столько лет? И ты меня все еще терпишь?”»
У пары есть сын Святослав и дочь Анна, в 2017 году она стала участницей «Новой Фабрики звезд». Для сцены выбрала творческий псевдоним – Аня Мун. Неожиданностью для всех стало ее выступление с отцом. Вместе они исполнили композицию «Улетели птицы». А в прошлом году артист дал большой юбилейный концерт, сейчас тоже продолжает заниматься музыкой.
На слова поклонников, что он сильно изменился внешне и теряет форму, Виктор говорит: «Если серьезно, не ощущаю себя на свои годы. Иногда кажется, что я еще ребенок. Хотя было время, когда и в 35 считал себя старым. А сейчас думаю: когда будет 85 лет, вот это можно будет назвать старостью, а пока я — молодой».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://segodnya.ua, http://smena.ru, http://24smi.org