По словам режиссёра Александра Войтинского, от сказки Ганса Христиана Андерсена в семейной приключенческой картине «Огниво» осталось одно название. Одну из главных ролей — Лиходея — в фильме сыграл актёр Виталий Хаев. И как он признался журналистам, это стало для него подарком судьбы.
Где-то в Берендеевом царстве
— Вам чаще приходится играть жёстких мужчин. Чем зрителю запомнится эта работа?
— Мой герой Лиходей — настоящее олицетворение зла! Всю жизнь он был слугой, смотрел на благородных особ с завистью и злобой, и вот у него появился шанс проявить себя. Лиходей сразу же совершает в царстве госпереворот, занимает трон, насылает чары на царицу… Но, поскольку в сказках добро всегда побеждает зло, участь моя предрешена. Сейчас мне, кстати, приходят отзывы, что мой Лиходей не лишён определённого шарма.
— Сюжет отличается от оригинала…
— Несмотря на то, что сказка была написана Андерсеном в 1835 году, создатели решили предложить новую интерпретацию — о будущем, где сбываются мечты. В нашей версии сказка стала чуть ли не русской народной: с Берендеевым царством, царём и царицей. Солдат превращается в Ивана, который бродит по свету в поисках лучшей доли. Он случайно находит волшебное огниво и освобождает запертую в нём девочку Дашу, которую, собственно, похитил и заколдовал мой герой. Ещё в фильме зрителя ждёт подземное царство, небесный сад, полёт на воздушном шаре, говорящий ворон и механическая лошадка по имени Куда-Надо. И невероятная, просто сказочная природа.
— Съёмки проходили в Великом Новгороде?
— Да. А ещё в Карелии, в Санкт-Петербурге… Причём в Великом Новгороде съёмки проходили в Кремле, в музее-заповеднике народного деревянного зодчества «Витославлицы», у знаменитого Знаменского собора. Вот такие декорации. Как же вдохновенно! Казалось, мы оказались в другой эпохе, совершили перелёт на машине времени!
О колдовстве, желаниях и счастье
— Каково оказаться внутри сказки?
— Очень хорошо, я бы сказал — замечательно! Сняться в настоящей сказке, где можно нарушать какие-то привычные границы, было моей заветной мечтой — и она, наконец, сбылась. А попытки были, и не раз. Однажды меня даже уже утвердили на роль, сшили под меня костюм, подобрали парик. Но, увы, началась пандемия, я заболел ковидом — короче, не сложилось. Так что «Огниво», можно сказать, мой реванш за все нереализованные «сказочные» возможности.
— Чтобы казаться настоящим злодеем, что-то делали специально?
— Художники по гриму мне придумали такие густые, мохнатые брови. А я крепче сжимал кулаки. Это главный секрет. Мой злой герой постоянно чего-то хотел, постоянно чего-то нового и нового. А что у него уже было — не ценил, поэтому и оказался там, где оказался.
— А волшебные подсобные инструменты у вас были?
— Ну конечно! Лиходей колдует по волшебной книге, которую держит в клетке под замком. Книг было изготовлено две: одна обычного размера, а вторая — для графики — побольше. В книге — заклятия, которые могут сработать только один раз, а потом исчезают. Так что использовать их нужно с умом. Ох, знаете, а я в детстве думал: вот если вдруг золотую рыбку поймать, какие лучше желания загадать? А тут человеку целая книга досталась. Но практика показала, что даже целый ворох исполненных желаний не может его сделать счастливым. В этом и вообще смысл наших сказок: может, стоит всего добиваться собственным трудом?
Сказки готовят детей к жизни
— Как вы считаете, в будущем анимация, искусственный интеллект и художественное кино могут сочетаться? Согласились бы участвовать в таком проекте?
— Почему бы и нет. Но если из меня сделают пластилиновую игрушку, то тут бы я поспорил. Думаю, для достижения цели режиссёру вполне можно пользоваться всеми художественными средствами. Когда делаешь сказку, то хочется, чтобы она получилась лучше, чем другие фильмы. Её будут смотреть дети, а им надо смотреть сказки, чтобы приготовиться к суровой жизни. Сказка, как большое увеличительное стекло, показывает ребёнку мир. И, как известно, сказка ложь, да в ней намёк…
Татьяна Белоножкина, «СЗ»