В первом стихе первой главы книги Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю». Ряд толкователей под «землёй» понимает сотворённый материальный мир, а под «небом» – мир ангелов. Так какую же роль мир бессмертных духов играет в нашей жизни? Что мы вообще знаем об ангелах? Давайте разбираться!
Чины ангельские
В конце V века христианский мир познакомился с группой трактатов «Corpus Areopagiticum» («Ареопагитики»), получившей своё наименование от подписи под текстами. Авторство сборника было присвоено апостолу от 70-ти Дионисию Ареопагиту, который приходился учеником апостолу Павлу.
Конечно же, апостол Дионисий не мог дожить до V века, чтобы написать это сочинение. Но в те времена среди христианских авторов было принято надписывать свои произведения именами известных святых, чтобы придать им большее доверие и авторитет в среде читателей.
На сегодняшний день настоящее имя псевдо-Дионисия так и не определено, но созданные им тексты были оценены множеством православных богословов и получили церковную рецепцию как вполне верные.
Частью корпуса стал трактат «О небесной иерархии», посвящённый ангелам. Именно из него мы знаем, что небесное воинство иерархически разделено на девять чинов. От высших к низшим:
— серафимы,
— херувимы,
— престолы,
— господства,
— силы,
— власти,
— начала,
— архангелы,
— ангелы.
Высшие ангелы
Известные нам из Священного Писания семь ангельских сущностей, которых мы для простоты именуем архангелами (Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил), святыми относятся к числу серафимов, то есть, не к восьмому, а к наиболее близкому к всевышнему первому ангельскому чину.
Каждый из семи архангелов имеет особое служение. Михаил возглавляет небесное воинство, Гавриил – возвещает волю божию людям, Рафаил – исцеляет болезни, Уриил – наставляет заблудших и помогает в учении, Селафиил – помогает людям приобрести навык и желание молиться Богу, Иегудиил – благословляет и охраняет работающих и путешественников, Варахиил – молится о благополучии семей и браков, сохранении людьми внутренней чистоты.
Ангелы и демоны
Священное Предание говорит нам о том, что сатана (диавол) когда-то был ближайшим к творцу светлым ангелом по имени Денница («Утренняя заря»). Он принимал от Бога знания и благодатную энергию, напитывался ею сам и передавал нижестоящим ангелам.
В какой-то момент Денница возгордился. Ему показалось, что он сам является источником света и Господь не нужен ему. И, как существо, наделённое свободной волей, он решил отделиться от творца. Денница превратился в сатану и бросил вызов Богу вместе с третью тогдашнего небесного воинства. Тогда архистратиг Михаил воскликнул: «Кто как Бог?» И силой всевышнего низверг с небес в ад сатану и всех остальных падших духов. Теперь ангелами мы называем верных Богу бессмертных духов, а демонами, бесами или чертями – падших ангелов.
Со временем демоны не раскаялись а, напротив, настолько укрепились во зле, что сегодня стремятся оторвать от Бога и каждого человека, чтобы на фоне падших человеческих душ ощущать себя в меньшей степени погибели.
Ангелы же за прошедшие эоны лет настолько укрепились в добре, что теперь уже не способны пасть. Они с радостью и по доброй воле служат Богу и стремятся помочь нам, людям, достигнуть совершенства, обожения.
Иконы ангелов
На иконах ангелов традиционно изображают в определённом облике, соответствующих описаниям святых, которым они являлись или перед которыми представали в видениях. Например, серафимов изображают шестикрылыми. Двумя крыльями они смиренно закрывают лица от славы Божией, двумя – прикрывают ноги и на двух парят. Херувимов изографы пишут многоглазыми, в ознаменование их премудрости. Ангелов изображают в виде красивых людей с двумя крыльями за спиной.
Образы архангелов традиционно дополняют не только титлами с их именами, но и предметами, символически изображающими области их покровительства. Например, начальника небесных воинств архангела Михаила пишут с огненным мечом и щитом в руках, покровителя лекарей архангела Рафаила – с кувшином целебной мази, предводителя небесных вестников архангела Гавриила – с цветком лилии в одной руке и свечным фонарём в другой.
Посланники
«Ангел» в переводе с греческого – «вестник», «посланник». Поскольку ангелы являются бестелесными духами, то могут мгновенно появляться в любом месте тварного мира, принимать любой вид.
В книгах Библии описано множество явлений ангелов, которые возвещали людям волю божию или предупреждали их об определённых событиях. Но далеко не всегда они оставались в роли наблюдателей.
Так, пророку Валааму ангел преградил дорогу к бегству от поручения всевышнего, апостола Петра – вывел из темницы, а озлобившемуся иудею, который хотел опрокинуть гроб с телом Божией Матери, отсёк руки.
Праотцу Аврааму и его жене Саре пресвятая троица также явилась в виде трёх ангелов.
Ангелами могут быть и люди
В Священном Писании о пророке Иоанне Крестителе, который стал предтечей Господа на Земле, говорится: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мал. 3:1).
Святого Иоанна Предтечу в облике ангела можно увидеть на иконе «Иоанн Предтеча ангел пустыни».
Ко многим православным святым в их жизнеописаниях применяют характеристику «равноангельское житие», имея в виду не только аскетизм в телесных потребностях, но и достигнутое ими духовное совершенство, накопленную благодать божию.
Ангелы-хранители
В таинстве крещения Господь даёт каждому православному христианину ангела-хранителя. Мы не знаем его имени. Ангел-хранитель молится вместе с нами и за нас Богу, защищает нас в моменты опасности, радуется о наших духовных успехах и скорбит, если мы впадаем во грехи.
Кстати, свой ангел хранитель даётся не только новокрещёному человеку, но и вновь освящённому храму. И если храм разрушают – ангел плачет о нём на его месте и молит Бога восстановить святыню.
День ангела
Праздник, который принято называть днём ангела человека или же его именинами, на самом деле является днём поминовения святого, в честь которого он назван.
Если же мы хотим молитвенно почтить именно нашего ангела-хранителя, это можно сделать 21 ноября (8 ноября по старому стилю) в день собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
Молитвы ангелам
Существует несколько вариантов молитвы ангелу-хранителю и канон (длинное хвалебно-молитвенное песнопение) ангелу-хранителю.
Краткий вариант молитвы ангелу-хранителю звучит так: «Ангеле божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь».
Ангелы за богослужением
Святые, например, преподобный Серафим Саровский, удостаивались от Господа видений ангелов, предстоящих перед Богом на литургии вместе с верующими людьми.
Святая церковь верит, что за каждым богослужением объединяются церковь небесная, то есть, ангелы и святые, и церковь земная – ныне живущие верующие. На проскомидии за ангелов вынимается отдельная частица.
Одним из главных элементов литургии является «Херувимская песнь», которая описывает невидимое, но происходящее в этот момент предстояние ангельских чинов Богу, и призывает верующих отложить житейские заботы и уподобиться херувимам в этом предстоянии Господу.
Понедельник – это день седмичного богослужебного круга, посвящённый ангелам. В этот день небесным силам оказывается особое почтение в виде дополнительных молитвословий.
Андрей Сегеда, pravoslavie.fm