В конце XIX века люди без фотошопа создавали жуткие фотографии. Писк моды — безголовые портреты и спиритические снимки. Стоили подобные работы дорого. Однако даже высокая цена людей не останавливала.Фотография семьи Баркли. С сайта factroom.ru
Безголовый портрет — специфический жанр фотографии, появившийся в Великобритании во второй половине XIX — начале XX века. На таких снимках голова натурщика «отрезана» от туловища, и позирующий человек держит её в своих руках. Мог держать свою «отрезанную» голову за волосы или на блюде. Были популярны и фото «жертвы» с орудием убийства в руках.
Не все относились к безголовым снимкам положительно. Некоторые считали их чем-то «чёрным» и потусторонним. Возможно, именно по этой причине самые смелые портреты обросли пугающими легендами. Пожалуй, самая скандальная работа в этом стиле — фотография семьи Баркли. На снимке мальчик и девочка стоят с обезглавленным телом матери. У дочери миссис Баркли в руках топор. Согласно легенде, дети таким жестоким образом подготовились к Хеллоуину в 1890 году. Но вот, что интересно: в доме Баркли в конце XIX века действительно произошла трагедия. Хозяйку семейства нашли мёртвой. Дети исчезли.Безголовый портрет мальчика. С сайта ru.wikipedia.org
В конце XIX века фотографии с головами, отделёнными от тела, были весьма популярны. Художники, как могли, завлекали публику. Иногда давили на любопытство, иногда пугали клиентов. Типичное объявление фотографа запоминалось с первого взгляда: «Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы!»
Первую безголовую фотографию сделал британский фотограф шведского происхождения Оскар Рейландер. Снимок задумывался как провокационное произведение искусства. Художник хотел изобразить голову Иоанна Крестителя на блюде отдельно от тела. Он даже нашёл натурщика. Однако уговаривать незнакомого мужчину, который так подошёл по типажу, пришлось несколько лет.Слуга сервирует голову на тарелке. С сайта ru.wikipedia.org
Секрет портретов, сделанных Рейландером, разгадали быстро. Для получения экстравагантного снимка комбинировалось несколько негативов. Фотохудожники часами просиживали в лабораториях, совмещая ленты. Однако усилия окупались. Портреты пользовались спросом и стоили дорого. Помимо безголовых портретов, прибыль в ту эпоху приносили спиритические снимки. Клиенты отдавали бешеные деньги за фото, якобы ловившие изображения духов.
В Америке английские безголовые портреты перестали быть статичными. Люди изображались в движении. На фотографиях разыгрывались настоящие сценки. Главные герои — люди без головы.Групповой снимок солдат. С сайта factroom.ru
В 1881 году журнал Scientific American опубликовал фотографию, сделанную жестоким образом. На снимке стоял мул, но без головы. За несколько лет до этого британский фотограф Чарльз Беннет открыл фирму, продающую фотооборудование. Молодой человек поставил себе цель: во что бы то ни стало уменьшить выдержку фотокамер. Фотография из Scientific American 1881 года. На этот раз камера зафиксировала реальную казнь. С сайта ru.wikipedia.org
Такой прорыв открывал простор для спецэффектов. В то же время другому фотографу — Ричарду Мэддоксу — пришла в голову мысль заменить коллоидную смесь желатином. Беннет усовершенствовал состав. И подтвердил его жутким опытом. Беннет прикрепил связку динамита к голове мула. Фотоаппарат зафиксировал рядом на штативе. В момент, когда раздался взрыв, устройство щёлкнуло. На снимке животное изображено ещё стоящим на ногах, но голову ему действительно оторвало.
Ирина Крымская, http://factroom.ru