В далёкие дохристианские времена в Киеве на языческом капище, устроенном будущим крестителем князем Владимиром, среди прочих идолов выделялась единственная женская фигура. Это была загадочная богиня Макошь. Могущество её, по мнению древних славян, было велико!
Богиня Луны, колдовства и рукоделия
Она покровительствовала прядильщицам и ткачихам. Но знали наши предки, что повелевает она и судьбами людскими. Многие христианские авторы в дошедших до нас трудах, предостерегая от поклонения языческим богам, непременно упоминают и её имя. Любопытно, что в одном из таких трудов под названием «Слово об идолах» (XV век) Макошь уподобляют Гекате — древнегреческой богине Луны и колдовства. Если такое сравнение справедливо, то понятно, почему наши предки старались с ней не ссориться.
По утверждению исследователей, Макошь — славянская богиня, имя которой происходит от греческого слова mokos – «прядение». И это не случайно, ведь она считалась покровительницей женских ремёсел. В те времена всё необходимое для жизни производилось в домашнем хозяйстве, и каждая славянка, даже если она жила в тереме княжеском, с детства училась прясть и ткать. Это явилось причиной того, что богиня Макошь стала одним из самых почитаемых божеств в обширном языческом пантеоне.
Есть и ещё одна версия, объясняющая значение её имени. Возможно, в основе лежит глагол «мокнуть». Такое объяснение позволяет предположить, что когда-то её власть простиралась на такие жизненно важные явления, как дождь и урожай. Отсюда и дошедшее до нас определение — богиня земли Макошь. Оно встречается довольно редко, так как предпочтение отдаётся всё же первому толкованию.
Чтобы до конца разобраться с именем богини, вспомним, что его можно рассматривать как сочетание двух корней: «ма», то бишь «мать», и «кош» — «жребий», «судьба». Отсюда следует — «мать судьбы», то есть та, от которой зависит жребий, предназначенный человеку в жизни. Но следует учесть и то, что словом «кош» обозначалась корзина для зерна, амбар и телега для снопов, иначе говоря, понятия, связанные с урожаем. Вот и ещё одно толкование — «мать урожая», богиня земли и плодородия.
Согласно установившейся в те времена традиции, каждая пятница считалась днём Макошь. В связи с этим возникли многие обычаи. Например, прясть и ткать по пятницам запрещалось, так как это считалось оскорблением богини. В древней литературе встречаются описания Макоши с руками, исколотыми иглами и израненными веретёнами — от того, что женщины её не чтут и работают в этот день.
В народных сказаниях богиня Макошь обычно изображалась в виде длиннорукой женщины, которая являлась по ночам в дом, садилась за веретено и начинала прясть. Вот тут-то и начиналось самое таинственное. Дело в том, что в древней мифологии прядению приписывается особый сакральный смысл. Нить, рождающаяся от вращения веретена, ассоциируется с нитью судьбы, а сам процесс — с непрерывностью жизни. Это и стало причиной того, что богиня, занятая вполне невинным делом, считалась тайной вершительницей судеб.
Бросали в колодцы пряжу
Как и всякому божеству, ей положено было приносить жертвы. В связи с этим существовал особый обряд — мокриды. Он заключался в том, что в установленный день — пятницу — женщины бросали в колодцы пряжу и кудель. Многие исследователи склонны считать, что богиня Макошь занимала одну из главенствующих позиций в пантеоне. Есть даже гипотезы, что она считалась женой громовержца Перуна.
Когда на смену язычеству пришло христианство, то святая Параскева Пятница унаследовала многие черты языческой богини. Именно ей передала свои функции Макошь. Славянская богиня и христианская великомученица слились в народном сознании. Одной из причин этому послужило имя Параскевы, означающее в переводе «пятница», то есть привычный день почитания Макоши.
Кроме того, о связи святой Параскевы Пятницы с её языческой предшественницей говорит и то, что образ христианской подвижницы часто бывает представлен в виде скульптурных изображений, в целом не принятых в православии, но употреблявшихся у язычников.
Для этой святой не только делается исключение, но и существует традиция устанавливать эти скульптуры, а также посвящённые ей часовни и церкви вблизи рек и водоёмов. Это наводит на мысль о находившихся также вблизи водоёмов местах поклонения идолам Макоши — богини, у которой просили дождей и урожая.
Хорошо известно, что на ранних этапах христианская церковь вела борьбу с подобными тенденциями, но со временем, понимая всю её бесперспективность, смирилась и постаралась лишь придать поклонению Параскеве соответствующие формы. Любопытно, что в народе её до сих пор часто называют так же, как именовали когда-то Макошь — «бабьей заступницей» или «бабьей святой». Кроме того, считалось, что особым покровительством богини пользовались кошки.
Среди символов, олицетворяющих богиню, чаще всего встречаются предметы, связанные с рукоделием, такие как клубки ниток, пряжа или просто веретено. У современных почитателей языческих богов её идол принято делать в виде женской фигуры с рогами на голове и рогом изобилия в руках. Для его изготовления, как правило, используются древесные породы, носящие названия женского рода, например: сосна, липа или берёза.
Сергей Спинул, SYL