Бруксу в «Ведьмаке» Сапковский взял не у славян, а из Португалии

0
Что ни говори, а вселенная писателя-фантаста Анджея Сапковского, по крайней мере, её игровая интерпретация, а затем и сериал «Ведьмак» с Генри Кавиллом в главной роли, завоевала сердца миллионов людей. Но поговорим о бруксе: кто она во вселенной ведьмака и имеет ли корни в мифологии; если имеет, то откуда эти самые корни растут. 
Жуткая красавица, умеющая любить
Итак, если ваша дорога идет прямиком через лес, то будьте предельно внимательны и остерегайтесь мест, где громко и во множестве слышны трели птиц. Ведь означать  это может лишь одно — что вы вступаете во владения бруксы и очень скоро будете мертвы. Тут же возникают вопросы: кто эти самые бруксы и от чего, собственно, прохожие умирают — не от птичьих же трелей, в самом деле. А все дело в том, что брукса — это один из подвидов вампира, если точнее, то их можно отнести к высшим вампирам, хотя, по сути, истинными высшими вампирами их назвать нельзя.
Выглядят бруксы как привлекательные, невысокого роста стройные девушки, как и положено вампирам — бледные и зачастую с длинными черными волосами, хотя встречаются рыжеволосые особи. Бруксы очень красивы, по крайней мере, до того момента, как обратятся, то есть, сбросят свою маскировку и предстанут в истинном облике: красивое личико искажается в страшной гримасе, рот расширяется практически от уха до уха, кожа становится плотнее и как бы натягивается на кости, а ногти удлиняются и превращаются в острые когти. В игре бруксы перед превращением еще и избавляются от одежды, а в сериале, кроме того, летают. В такой форме брукса не просто опасна, она смертоносна, гораздо быстрее и сильнее любого человека, она невероятно подвижна и удивительно ловка. Так что, не каждый ведьмак сможет справиться с таким чудовищем.
Бруксы умны и способны на человеческие чувства и эмоции, в том числе и на любовь. Но тут вся проблема в том, что такая любовь обычно до добра не доводит, ведь бруксы очень зависимы от своих инстинктов. Так что незадачливый кавалер в любой момент может стать едой для своей дамы сердца. Чаще всего бруксы не выпивают своих возлюбленных досуха сразу же, а пользуются несчастными много раз, а те даже и не сопротивляются — ведь любовь и все такое. Плюс к тому бруксы обладают телепатией и могут влиять на сознание кавалера. Бруксы могут и умеют говорить, в том числе и на своем языке, но обычной речью пользуются редко, а вместо этого транслируют свои мысли собеседнику. Интересно, что свои мысли бруксы передать могут, а вот чужие прочесть — нет. Да им это и не особо интересно, ведь на своих жертв они могут насылать видения или вовсе полностью подчинить своей воле.
Встретить бруксу — большая редкость, ведь они стараются жить подальше от людных мест, где-нибудь в чаще леса или в труднодоступной пещере, но некоторые всё-таки решают поселиться среди людей и на охоту выходят по ночам; от обычных запоздалых прохожих бруксу отличают по скорости передвижения, дружбе с птицами и по пронзительному голосу. Кстати, когда бруксы досыта напиваются крови, то начинают петь, прямо-таки творческие натуры, причем, поют обычно с помощью телепатии. Да и в целом бруксы любят пение, особенно птичье, недаром между ними образовалась своеобразная дружба.
А как же убить эту тварь? Во вселенной Сапковского это сделать можно двумя способами: это классическое для многих монстров отсечение головы или удар в сердце деревянным колом.
Португальскую бруксу убить нельзя
А из какого все-таки фольклора взят образ бруксы? Хотя многие считают «Ведьмака» исключительно славянским фэнтези, но монстры из ведьмачьего бестиария как раз-таки собраны со всех уголков земного шара. И брукса взята Сапковским из португальского фольклора, где она тоже вампир, как и в «Ведьмаке». Естественно, у оригинала куда меньше способностей. Итак, брукса — это португальский вампир преимущественно женского пола, некоторые говорят, что исключительно, но в одном из источников утверждалось, что существуют особи и мужского пола. В бруксу превращается женщина, которая при жизни занималась колдовством. Днем португальская брукса выглядела как обычная женщина, ничто не выделяло ее, она могла быть замужем, иметь детей (это говорит о том, что она легко переносит солнечный свет), но как только сгущались сумерки — всё тут же менялось. Брукса выходила на свою кровавую охоту, обычно обращаясь в птицу, но также ей приписывали превращение в зверей и даже насекомых в определенное время, когда сила ее находится на пике с полуночи до двух ночи. Такие трансформации делают бруксу похожей на лобизоме — португальского оборотня, вот только он вроде как безопасен для людей, в отличии от бруксы. Жертвами португальской вампирши могли стать спящие в домах дети или же путники, бредущие по дороге в ночной мгле. Считалось, что силу свою бруксы получают напрямую от сатаны, поэтому один раз в неделю — во вторник или же пятницу — они собираются на перекрестке, чтобы поклониться своему темному хозяину. После каждой такой встречи брукса становится чуть сильнее.
Самое страшное в португальской вампирше то, что её невозможно убить, никакими известными способами. То есть, кол в сердце, чеснок, отрубание головы не помогут. Но обезопасить себя от неубиваемой бруксы вроде как способы были, например, амулет из железа и серебра, но помогал он ненадолго; как только брукса  подходила ближе и запоминала запах жертвы, спастись уже было невозможно. Так же было некое заклинание, но по прошествии веков оно затерялось. А если мать находила признаки того, что в дом к её ребенку захаживает брукса, то тут же предпринимались определенные шаги, чтобы вампиршу отвадить: на подушку рядом с головой ребенка ложились ножницы, некоторые зашивали в детскую одежду чеснок (хотя он вроде как и не эффективен против бруксы). Другие же принимали более радикальные решения: когда ребенок спал, вокруг его кровати на полу расставляли железные шипы. Ну, а если все это не помогало, то мать брала одежду ребенка и кипятила ее, после чего тыкала в нее ножом — считалось, что брукса чувствовала каждый удар. Таким же образом поступали матери, потерявшие детей по вине бруксы, только они тыкали в одежду до тех пор, пока брукса не приходила к ним с просьбой о милосердии. Вот такая она, брукса из португальского фольклора.
Источник: «Семь легенд» (seventopblog.wordpress.com)
Share.

Comments are closed.

Exit mobile version