Его воины выпускали из тюрем православных, а имущество богатых раздавали беднякам
В 1952 году вышел исторический роман Михая Садовяну «Никоарэ Подкова», над которым писатель работал практически всю жизнь. Роман описывает борьбу Молдавского княжества за освобождение от османского господства, где главной фигурой становится молдавский господарь Иван Подкова.
Бочонок меда в зубах
Прозвище Подкова он получил за небывалую силу. Под его вероятным портретом сохранилась подпись, оставленная неизвестным художником: «Был настолько сильным, что не только ломал подковы, но и талеры, а когда воткнул талер в деревянную стену, то его нужно было вырубать. Взяв за заднее колесо, он остановил повозку, запряженную шестью лошадьми. Дышло ломал о колено. Взяв зубами бочонок меда, перебросил его через голову. Взяв в руки воловий рог, пробил им ворота».
Существует несколько версий происхождения могучего героя. Согласно одной из них, Никоарэ Подкова происходил из простых крестьян. Вторая версия гласит, что он был братом молдавского господаря Иоана Водэ Лютого, который в 1574 году попытался организовать национально-освободительное восстание в Молдавском княжестве, но был убит османами (турками). Как же удалось Никоарэ Подкове стать молдавским правителем? Во многом этому способствовала внутриполитическая ситуация в Молдавском княжестве.
К концу XVI века социально-классовые противоречия в Молдавии резко обострились, а Османская империя продолжала усиливать экономическое давление. После неудачного восстания Иоана Лютого новым правителем княжества стал Петр Хромой, который беспрекословно подчинялся Османской Порте. Удовлетворяя потребности султана, господарь не только увеличивал налоги, но и расширял число налогоплательщиков. Он обязал землевладельцев, которые не достигли боярского чина, выплачивать налоги. Тем самым Петр Хромой настроил против себя практически все слои населения в княжестве.
Представители молдавской элиты, которые все еще надеялись на освобождение от османского гнета, начинают искать замену господарю. В июне 1577 года появляется первый претендент на роль молдавского господаря по прозвищу Крецул. Он выдавал себя за самого Иоана Лютого, утверждая, что ему удалось выжить. Но Крецул оказался неубедительным, поэтому его попытка стать господарем Молдавского княжества закончилась провалом.
После чего молдавские бояре, недолго думая, отправили письмо Подкове с просьбой завоевать молдавский престол. В письме также было указано, что ни боярство, ни народ, ни польские пограничные магнаты не будут препятствовать его приходу. Автор первой известной летописи на молдавском языке Григоре Уреке объясняет содействие поляков тем, что Подкова, скорее всего, был родом из Мазовии, из знатного польского рода Баториев и бежал к запорожским казакам, спасаясь от семейных интриг.
Действия польских магнатов тоже происходили в обход короля, поэтому, как только Петр Хромой попросил защиты у Стефана Батория, тот пообещал поддержать господаря. К тому же у польского правителя еще не зажила рана от потери крепости Хотин во время правления Иоана Лютого. И если Подкова был действительно братом господаря, то для Батория это была отличная возможность ответить обидчику.
«Я всегда действовал для добра и пользы своей родины»
6 сентября 1577 года Петр Хромой написал польскому королю, что «некий разбойник, собрав множество разбойников из страны Вашего Величества из окраинских крепостей, двинулся на нашу страну, намереваясь захватить престол». Согласно историческим сведениям, Иван Подкова предпринял несколько попыток занять княжество. Полякам удалось остановить первый поход казаков, но те не сдались, заняв выгодную позицию за Брацлавлем. Перейти Днестр Подкове удалось только с третьего раза. За Днестром, в молдавском городе Сороки Ивана Подкову встречали как освободителя. Его воины на своем пути выпускали из тюрем православных и имущество богатых раздавали беднякам.
11 ноября войско Петра Хромого было разбито, а Подкова занимает столицу Яссы и провозглашает себя господарем. Первое, что он делает, — освобождает всех пленных без выкупа, затем пишет письмо к султану, в котором требует признать его законным правителем Молдавского княжества. Тем временем Петр Хромой вместе с польским королем и османским султаном уже собирают войско против Подковы. Вскоре недалеко от Ясс состоялась битва, в которой казацко-молдавское войско с трудом одерживает победу. Несмотря на это, Подкова понимает, что государство ему одному не удержать, и он предпринимает наивную попытку договориться с польским королем Стефаном.
Как только Подкова с отрядом оказался на территории Речи Посполитой, Стефан Баторий отдал приказ схватить Ивана и доставить во Львов. Здесь на площади Рынок 16 июня 1578 года состоялась публичная казнь Ивана Подковы. Перед этим ему предоставили последнее слово. «Меня привели на смерть, хотя в своей жизни я не совершил ничего такого, за что заслужил бы подобный конец. Я знаю одно: я всегда боролся мужественно и как честный рыцарь против врагов христианства и всегда действовал для добра и пользы своей родины, и было у меня единственное желание — быть ей опорой и защитой против неверных», — обращался Иван к публике. Затем он выпил стакан вина и помолился. Только после этого отважного Подкову обезглавили. В народной памяти он остался героем, его имя и деяния воспеты в песнях и преданиях.
Никоарэ Подкова захоронили на территории Успенской церкви, но вскоре казаки якобы выкрали его тело и похоронили в одном из монастырей под Чернечей горой в Каневе. «Никоарэ промелькнул, точно сон народа. И, свет от света, возгоримся мы от его неугасимого духа и другие возгорятся после нас» — этими словами Садовяну заканчивает свой роман об одной из самых ярких и отважных личностей в истории.
Источники — «Дилетант-медиа» , Ureche Grigore. Letopisetui Tarii Moldovei, Драгнев Д.М. «Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества», Мохов Н. А. «Молдавия эпохи феодализма»