Выход в свое время на экраны нашумевшего фильма «Мемуары гейши» буквально взорвал кинопространство и вызвал повышенный интерес к жизни знаменитых японских «женщин искусства». Однако немногие из зрителей слышали о легендарном прошлом куртизанок Кореи, которые были не менее прославленными и оставили довольно заметный след в литературе и искусстве Азии.
Кисэн – так назывались корейские куртизанки. Попробуем заглянуть в их полную контрастов жизнь и выяснить, чем они стали так знамениты.
Рабыня по наследству
Презираемый класс, рабыня – такое незавидное положение в обществе занимали даже самые знаменитые корейские куртизанки. Считается, что первые кисэн появились в Корее в десятом веке во времена государства Корё (935 – 1392 гг.) по аналогии с культурой куртизанок Китая. Низкое положение кисэн компенсировало лишь то, что их искусство играло важную роль в корейском обществе, а корейская аристократия восхищалась образованностью куртизанок и отдавала должное их талантам.
Профессия кисэн была наследственной, и дочь куртизанки в Корее неизбежно становилась рабыней. Вырваться из этого круга кисэн могла только одним способом – выйдя замуж за дворянина или став его наложницей, однако, это было не так просто и удавалось единицам.
Ради справедливости стоит отметить, что в Корее были и немногочисленные женщины, выбиравшиеся для украшения королевских приемов из аристократии, но кисэн, наиболее многочисленная группа развлекательниц, оставалась низшим классом. Оказание сексуальных услуг — то, что было немыслимо для аристократок, входило в обязанности кисэн помимо их настоящего призвания — развлекать короля и элиту корейского общества на официальных приемах.
И только в 1895 году реформа Кабо отменила рабство в Корее и все кисэн стали свободными, однако большинство из них не знали, чем еще могут заработать на жизнь, и поэтому были вынуждены становиться обычными проститутками. Некоторые из этих девушек в поисках лучшей жизни уехали в тот период в Японию.
Премудрости профессии
Работать прислугой – только это оставалось девушкам, которым до 22 лет не удавалось стать знаменитыми или найти богатого покровителя. Именно к этому возрасту официально заканчивалась карьера кисэн. Единственной надеждой стать полноправным членом общества было получить хорошее образование, чтобы затем выгодно продать свои таланты.
Девочки начинали обучаться искусству кисэн в возрасте около 8 лет. Первые корейские куртизанки были только музыкантами, но уже с середины одиннадцатого века они стали обучаться в специальных государственных учреждениях – кёбанах, где в течение 3 лет постигали не только искусство игры на музыкальных инструментах, но и танцы, поэзию, историю и китайский язык, служивший официальным языком всей корейской культуры. Впоследствии раз в два года корейские куртизанки должны были повышать свое мастерство и проходили дополнительное обучение.
Кисэн являлись одними из самых образованных людей в Корее, они были прекрасно осведомлены о последних событиях в политике и помогали корейскому правительству, довольно умело выведывая секреты у китайских и японских послов.
В период войн куртизанки ухаживали за ранеными, шили одежду и, устраивая представления, поднимали боевой дух армии.
Ясная луна
С середины правления династии Чосон (1392 — 1897) кисэн начали играть довольно важную роль в литературе Кореи. Одним из знаменитых произведений, главной героиней которого была куртизанка, стал шедевр средневековой корейской поэзии «Сказание о Чхунхян», повествующий о любви дочери кисэн и юноши из аристократической семьи. История влюбленных из разных сословий, мужественно преодолевающих тяжелые препятствия на пути их любви, стала в Корее не менее популярной, чем история Ромео и Джульетты в Европе, и оказала значительное влияние на все дальнейшее развитие корейской культуры.
Сохранилось немало произведений, авторами которых были и сами кисэн. Наиболее знаменитой поэтессой Кореи стала легендарная куртизанка Хван Чжин И (1520 – 1560 гг.) времен династии Чосон, известная также под именем Мёнволь (что означало «ясная луна»). Она отличалась не только исключительной красотой и музыкальными талантами, но и интеллектом, поражавшим даже самых мудрых мужей Кореи. Хван была дочерью аристократа, но так как ее мать была кисэн, по закону девушка считалась рабыней. Ее поэзия стала классикой корейской литературы и позволила нашим современникам узнать о любовных трагедиях этой знаменитой куртизанки.
Культурное примирение
В конце двадцатого столетия история Хван Чжин И стала привлекать к себе внимание по обе стороны разделенной Кореи. Жизнь этой куртизанки начала освещаться в средствах массовой информации. В 2002 году вышел роман о жизни Хван Чжин И северокорейского писателя Хон Сокчуна. Это было первое произведение из Северной Кореи, получившее награду в Южной Корее, и позволившее примирить обе стороны хотя бы на литературном поприще.
Другой роман южнокорейского писателя Чон Гённина о жизни Хван в 2004 году стал бестселлером. Два года спустя на корейские экраны вышел сначала сериал, а впоследствии и полнометражный фильм «Хван Чжин И». Сериал начал бить в Корее все рекорды по популярности, а вскоре был показан в Китае и Японии и приобрел международную известность.
Ха Чживон, исполнившая главную роль в сериале, была признана в Корее лучшей актрисой 2006 года, став с тех пор знаменитой во всей Азии. «Я уважаю кисэн, которые в принадлежащем мужчинам обществе, будучи низшим и отчасти презираемым классом, смогли быть не только объектом красоты, но и образцом женской силы, могли проявлять свои таланты и выражать себя, — призналась Ха Чживон. — Я исполняла эту роль с гордо поднятой головой».
Источник: http://apsara-journal.ru